В медиа-Центре «Vыход» открылась персональная выставка Юлии Шумиловой «Присутствие».
Имя талантливой художницы Юлии Шумиловой, возможно, мало известно широкой публике, но тем, кто следит за художественным процессом, оно может кое-что сказать. Юлия многократно и успешно участвовала в международных конкурсах и фестивалях видеоарта, одного из новых для Карелии видов искусства. Ее, обожающую Уильяма Тернера, Пьеро делла Франческа, вдохновляет абстрактная живопись. Вспоминаются работы, представленные ею на разных республиканских и проектных выставках, среди которых цикл «Письма к другу» и «Погружение». В прошлом году Юля выступила как куратор запомнившейся оригинальной выставки молодых художников «Посвящение обэриутам».
Все свое время Шумилова посвящает творчеству. Новая выставка «Присутствие» включает в себя и живопись, и видео-арт. Известные наставники молодой художницы, а нынче ее коллеги по цеху, Артем Стародубцев и Сергей Терентьев остались довольны новой экспозицией. Сергей Терентьев признался, что часто идет на вернисаж с некоторым волнением: « А вдруг ничего нового…».
Юля не подвела. Она представила «8 историй» – живописные полотна довольно большого размера. Кажется, в последнее время в Карелии забыли о таких размерах. Как маленькая Юля не побоялась замахнуться на такой формат, не знаю. Но молодость ничего не боится, и это хорошо! Каждая история – рассказ, нет, скорее эссе о вещах и обыденных предметах, тех, что окружают в жизни, выраженное с помощью стихии не слова, а гуаши и темперы. На главной стене зала одна из картин – самая яркая и страстная, на мой взгляд, – завораживает. Невозможно оторваться, такая в ней притягательная сила: здесь много красного, мятежного, экспрессивного. Только приглядевшись, понимаешь, что в основе сюжета этого полотна, если можно так сказать, так как сюжета на самом деле нет, – девичье платье.
Каждая работа была художницей задумана, хотя никаких эскизов она не писала. Автор отталкивался в создании образа от предмета или вещи, а дальше уже все шло по наитию.
– Для такого формата нужен размах кисти, – поясняет Юлия, – это действо создания картины скорее похоже на танец вокруг полотна.
Картина состоит из четырех частей, чтобы удобнее было писать в условиях маленькой квартирки и потом транспортировать.
Петрозаводский зритель стал немного привыкать к тому, что на выставках светятся мониторы, и художники показывают нам видео-арт. Все чаще замечаю, что если раньше у мониторов вообще не останавливались – и дома экрана хватает, то теперь этот жанр вызывает всё больший интерес.
В экспозиции выставки «Присутствие» неслучайно присутствие самого автора: на нескольких мониторах вы видите Юлию Шумилову. Это серия 10-минутных видеосюжетов-автопортретов. Юля снимала себя на камеру, стараясь быть естественной, не пытаясь ничем себя приукрасить. Продумала свет для съемки, одежду выбрала темную. В кадре освещены практически только лицо, руки и ноги. Тут нет ничего от нарциссизма, это поиск внутреннего я с помощью нового видео языка.
– Я сама была удивлена, – рассказывает Юлия, – увидев отражение себя такой…
Автопортрет относится к исповедальному жанру, а, значит, требует от художника смелости, если, конечно, это не комплиментарный автопортрет.
– Видеоработы возведены Юлей в ранг станковых работ, – поясняет Сергей Терентьев, – на этот раз отсылающих нас не столько к авангарду и видеоарту, сколько классическому портрету, в котором время кажется загустевшим и почти остановившимся. Трудное, мучительное присутствие автора перед камерой в видео-автопортретах Шумиловой создает фантастический по силе эффект эмоционального напряжения, может быть, более выразительный, чем в ее экспрессивной живописи.
Добавлю, что автопортреты Юлии практически статичны, кроме одного, и вызывают и в самом деле странное чувство… ее живого присутствия. Наверное, тут не обошлось без некоторого влияния известной югославской перформанистки Марины Абрамович, но это не умаляет достоинства и поиска автора.
Музыку специально для выставки написал друг художницы композитор и музыкант Джузеппе Топпуто из Турина.
Фото автора