Музыкальный театр Карелии представит публике 27 марта премьеру «Жизели». На нашей сцене впервые этот балет был поставлен в 1960 году.
Тогда Сергей Звездин, директор Музыкального театра, пригласил в качестве руководителя балетной труппы балетмейстера из Казанского оперного театра Людмилу Бордзиловскую. В свое время она окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа (РАТИ). Первым спектаклем, поставленным ею на сцене нашего театра, стала «Жизель» в редакции Большого театра (в 1944 году постановку Кировского театра 30-х годов перенес на сцену Большого Леонид Лавровский).
Партии Жизели и Альберта в петрозаводской премьере танцевали только начинающие свой творческий путь Светлана Губина и Юрий Сидоров. Сложность постижения стиля этого произведения Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа, ставила перед молодыми исполнителями задачи технического и актерского плана, которые они успешно преодолевали. Конечно, не всё и не сразу складывалось в линию образа, не всё получалось технически. Губиной поначалу трудно давалась кантилена движений во втором акте, а Сидоров не мог в полной мере определить для себя характер и манеру исполнения своего героя.
На партию Жизели были назначены еще две исполнительницы – Светлана Степанова и Екатерина Павлова, которые были ведущими балеринами этого периода. Каждая из них интерпретировала этот образ по-своему. Степановой, более земной по своей артистической фактуре, больше удавался первый акт, где Жизель – крестьянка и очень непосредственна в проявлении своих чувств. Ее партнером был Владимир Мельников, именно с «Жизели» началась их совместная творческая жизнь, которая длилась более двух десятилетий.
Павлова, балерина выраженного лирического дарования, привносила в танец Жизели-виллисы черты романтизма, ее движения были одухотворены глубоким чувством. В паре с Павловой партию Альберта исполнял Владимир Шибарев, представитель пермской школы.
С этого времени «Жизель» не сходила с нашей сцены. Также в этом балете танцевали артисты нового поколения Лариса Зашмарина (Иванова) и Вячеслав Федоров.
В моем репертуаре Жизель появилась в самом начале творческого пути, это, по сути, моя героиня и каждый раз танцевать ее было счастьем! Премьера состоялась 3 апреля 1968 года на гастролях в Мурманске. Здесь первым партнером был Виталик Трофимов – Альберт, в которого я, конечно, не могла не влюбиться. Случилось так, что этот спектакль мы приготовили за очень короткий срок, и даже порядок движений еще не уложился в голове. Помню, как от волнения Виталик в своей вариации второго акта так растерялся, что в последней части вместо воздушных туров бегал по кругу, вопрошая артистов, стоящих за кулисами: «Что дальше, что дальше?». Но он так вдохновенно бегал, как бы ища Жизель, что зрители ничего не заметили, и после того, как он закончил, дружно аплодировали.
Этот спектакль был началом большого пути работы над образом Жизели, которую я танцевала до 1982 года. Работая над книгой, нашла в своих дневниках запись сцены сумасшествия, то, как я тогда это чувствовала. «Слышит звук рога… еще ничего не подозревает, но беспокойство есть. Выходит Батильда – поклон… Альберт целует ее руку – недоумение… Взрыв отчаяния… Все протестует… Как? Какое право? Нет, он мой!!! Как же так… Все поняла… Рвется нить… Натыкается на Батильду, как змею сбрасывает ожерелье, подаренное ей, в отчаянии падает. Кругом свет, а у Жизели тьма, кошмар… Видит мать, пугается, как от чудовища, сжимается в комок. Встает – отрешенность, но внутренне не расслабленна. Полуулыбка… Силится вспомнить».
Репетировала со мной тогда уже покинувшая сцену Светлана Степанова, сама в молодости исполнявшая эту партию. Моим партнером в этом балете после Виталия Трофимова стал Владимир Мельников, с которым я танцевала большую часть своей сценической жизни. Это был чудо-партнер, его сильные (тренируясь, он отжимался на одних пальцах), удобные руки всегда выравнивали меня на пируэтах (если я почему-то не встала на ногу), высоко подбрасывали в воздух. С ним у меня всегда было чувство надежности и уверенности во время всего спектакля. Кроме того, он был замечательным актером-танцовщиком.
После Владимира Мельникова моим партнером по «Жизели» стал Олег Щукарев, с которым я танцевала до своего ухода со сцены.
Этот спектакль очень любил зритель за его простоту и в то же время возвышенность. Как мне кажется, это любимый балет всех балерин, его танцующих. Прекрасные балерины из Кировского и Большого театров с удовольствием приезжали к нам танцевать Жизель. Народные артистки России Жанна Аюпова, Любовь Кунакова, Людмила Семеняка, заслуженные артистки России Валентина Ганибалова, Елена Евтеева. Каждая из них имела свою неповторимую индивидуальность, и каждая привносила в спектакль свою, прекрасную романтическую ноту.
Отрадно, что в нашем театре снова появился этот шедевр балетного наследия, который продолжает славные традиции Карельского балетного театра, заложенные в самом начале его деятельности. И символично, что премьера состоится 27 марта – в Международный день театра. Хочется надеяться, что «Жизель» надолго останется в репертуаре нашего театра, и будет радовать все новые и новые поколения зрителей.
Фото из архива Натальи Гальциной