В ближайшем будущем Петрозаводск может стать одним из центров современной музыки. В первые апрельские дни прошёл III Международный МолОт-фестиваль – фестиваль современной музыки, шагающий по городам и странам под знаком молодежного союза композиторов Российской Федерации.
С 1 по 3 апреля в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова состоялись концерт, музыковедческие лекции и мастер-классы для молодых композиторов Петрозаводска.
Всего год назад в нашем городе открылся филиал молодежного отделения союза композиторов России – КарелМолОт. Тогда же состоялся и первый концерт, представляющий произведения современных авторов из Петрозаводска, Казани и Москвы.
1 апреля в Большом зале Консерватории с успехом прошел уже второй концерт совершенно новой музыки. В Петрозаводск приехали гости из Москвы: художественный руководитель МолОт-фестиваля, председатель Молодежного отделения Союза композиторов России Ярослав Судзиловский, музыковед и композитор, член правления Союза московских композиторов, председатель Ассоциации Современной Музыки (АСМ) Виктор Екимовский и член художественного совета МолОта РФ, доктор искусствоведения Рауф Фархадов.
Несмотря на то, что концерт проводился в День смеха, настрой и содержание имел самое серьезное. Шутка же сохранилась лишь в названии – на афише значилось «Осторожно! Музыка только что сочинена!».
Большинство молодых композиторов приезжают в Петрозаводскую консерваторию из разных городов России, но влияние природы, климата, культуры Карелии ощущает на себе каждый, кто живет и учится здесь. Вот и в музыке молодых карельских композиторов слышалось нечто общее и объединяющее, по выражению Рауфа Фархадова, это было «некое общее интонационное ядро и совершенно необъяснимый даже для профессионального уха колорит, общий дух иной культуры».
Произведение, вдохновленное карельскими национальными традициями и историей, стало первым номером в программе концерта. «Шаманский танец» Анастасии Сало для двух баянов, прозвучавший в исполнении Николая Истомина и Андрея Дикоева, был написан в 2011 году. Замысел этого сочинения родился после путешествия композитора в карельскую деревню Киндасово и посещения своеобразного музея на свежем воздухе, в котором собраны артефакты саамской культуры: лабиринты, валуны (так называемые сейды), а также жилища шаманов (куваксы). Кроме того, Анастасия – носитель карело-финской культуры, член союзов композиторов Карелии и Финляндии, и уже не впервые её внимание привлекают темы, связанные с эпосом и народным творчеством родного края.
– Большая часть моих произведений посвящена Карелии, – подчеркнула Анастасия. – Это и «Свадьба» на тексты Калевалы в двух вариантах, на финском и на русском языке, симфоническая картина «Туман над озером. Петроглифы», пьеса для оркестра и кантеле «Калевальский лебедь», симфоническая картина для баяна и оркестра «В пещерах Севера», вокальные произведения, камерные опусы. Выпущен сборник фортепианных пьес для детей «Карельское детство». Есть вокальные произведения на карельском языке, в том числе для детей, сочинения для кантеле.
О характере изменений в музыкальной культуре Петрозаводска, произошедших за год деятельности карельского отделения МолОт, рассказал участник и идейный вдохновитель московских фестивалей современной музыки Рауф Фархадов.
– После поездки в Петрозаводск в прошлом году я ждал новой встречи с музыкой и самими композиторами Карелии, – признался Рауф Яковлевич. «Мои ожидания оправдались. Более того, мне кажется, что современную музыку здесь стали играть более интересно, более точно, более скрупулезно и в то же время более эмоционально. В этом заслуга исполнителей и организаторов концерта КарелМолОта. Порадовало разнообразие композиторского мастерства – были представлены авторы разных творческих направлений. Я отметил для себя много оригинальных находок, которые меня порадовали и изумили.
Карелия была представлена разными по стилевому облику композиторами.
Анна Афанасьева, председатель КарелМолОта, класс профессора, председателя Союза композиторов Карелии, композитора А.С. Белобородова, представила в программе концерта свое первое атональное сочинение – Квартет «Сфера души». Написанное на третьем курсе ансамблевое произведение было полностью переосмыслено композитором, получило новую интерпретацию и звучание.
Андрей Джиндыков, класс преподавателя А.С. Белобородова, создал «Трио» для скрипки, фагота и фортепиано.
Елена Савина, класс композитора В.К. Кошелева, представила публике свое новое сочинение – романс «Ищу» для женского голоса и фортепиано на слова Анны Ахматовой (2014 год). Находясь в постоянном поиске, Елена использовала в романсе сочетания шепота, пения, говора и крика, наполняя и эмоционально заостряя текст стихотворения.Она говорит:
– Данное сочинение я сознательно ограничила в звукоряде. Здесь важны не звуки, определенные ноты, а скорее эмоциональное воплощение исполнителями текста Ахматовой. В названии романса выбрано самое главное слово, которое не озвучено в самом романсе.
Во втором отделении концерта прозвучала часть из кантаты «Скоморохи. Шесть иллюстраций о средневековой Руси» Кирилла Гуреева, студента кафедры музыки финно-угорских народов, класс композиции И.В. Мациевского. Один из солистов кантаты – Игорь Соловьев, вокалист и художественный руководитель ансамбля ранней музыки Drolls, как нельзя лучше представил главного героя произведения с его задором, русским размахом.
Самобытность музыки Кирилла Гуреева обусловлена разнообразием его музыкальных предпочтений, помимо академической музыки он активно работает в жанрах фолк- и рок-музыки, а также играет на народных карельских инструментах кантеле и йоухикко. На концерте была показана видеозапись с исполнения произведения Академическим хором ПетрГУ, художественный руководитель и дирижер Николай Маташин, и Молодежным симфоническим оркестром, художественный руководитель Николай Котов.
В сравнении с первым концертом программа КарелМолОта-2014 была более представительна, в ней приняли участие сочинения композиторов из Туркменистана (Ашхабад) и Белоруссии (Минск).
Белорусский композитор Виктория Спариш определяет себя как идеалиста и гуманиста:
– Мне близка идея немецкого композитора Густава Малера о высоком долге и служении, идея преобразования мира посредством искусства.
В исполнении Анны Щерба, Полины Кривошеевой, Дмитрия Рущака и Анастасии Зелинской прозвучали светлые по настроению и эмоциональной отдаче «Пять пьес для ансамбля флейт».
Ярослав Судзиловский уже традиционно выступил на концерте в качестве исполнителя – в этот раз на препарированной (приготовленной) мандолине или мандолине arco (предполагает игру струнным смычком). В первом отделении он исполнил пьесу Trans_Formatio Алексея Пилатова (Минск). Эта пьеса стала примером интуитивной музыки или музыки-медитации.
Тонкий восточный колорит и любовно-лирическое настроение переполнили Большой зал консерватории во время звучания пьесы для скрипки (Светлана Гречишникова) и фортепиано (Ангелина Телицына) композитора из Ашхабада Сельви Ниязовой «Твой мир». «В своем произведении я особым методом зашифровала имя, дорогого мне человека», – призналась Сельви.
Творчество москвички Екатерины Хмелевской было представлено циклом «Minimal musical moments» в исполнении Елены Катышевой. Этот музыкальный каскад фортепианных пьес можно сравнить с калейдоскопом: мелодические и ритмические структуры незаметно меняются местами, переходят на разные доли такта, трансформируются, создавая собой новые красочные фигуры-созвездия. Екатерина рассказывает о том, как создавались фортепианные миниатюры:
– «Моменты» написаны в последние месяцы аспирантуры в предвкушении полной композиторской свободы. Писала и играла с наслаждением. Разрешила себе быть собой и делала всё что люблю. А люблю я чёткую структуру, люблю, когда руки касаются друг друга, когда есть драйв и неожиданные повороты событий. Люблю, ритмические калейдоскопы, я вообще крайне ритмичный человек.
Яркую точку философского звучания в программе концерта КарелМолОта поставило выступление Ярослава Судзиловского с авторской пьесой для мандолины arco «Механика смерти».
Мероприятия в рамках КарелМолОта-2014 на концерте не закончились. На следующий день, 2 апреля, в одной из аудиторий прошла научно-практическая конференция, на которой прозвучала лекция Рауфа Фархадова, посвященная необычному жанровому сплаву джаза и азербайджанской традиционной вокально-инструментальной песни – мугама. Ярослав Судзиловский рассказал о собственной альтернативной системе нетеперированной нотозаписи (АСНН), снабдив свою лекцию яркими и образными примерами. Третий день был посвящен мастер классам Виктора Екимовского для студентов композиторского отделения Петрозаводской консерватории.
Поставленные перед композиторами и музыкантами задачи были с успехом выполнены, теперь продолжается работа, направленная на планирование дальнейшей деятельности молодого во всех смыслах объединения.
– Черты собственно карельской музыки, особой интонационности, будут со временем все более проявляться, – выразил свои надежды Ярослав Судзиловский. – Сама идея Карелии как регионального представительства с каким-то нордическим, холодным оттенком очень привлекательна. Был бы рад, если бы программа следующего концерта строилась на акценте именно этнического материала.
Рауф Фархадов высказал карельскому отделению свои пожелания:
– В Петрозаводске воцарилась атмосфера новой музыки, ощущается мощное движение КарелМолОта вперед к новым современным высотам. В ближайшем будущем Петрозаводск может стать одним из центров современной музыки, где новые тенденции могут быть препарированы через нечто самобытное, и неповторимое.
Фото автора