В Музее изобразительных искусств Карелии открылась очень красивая выставка.
Входишь в зал и сразу попадаешь в иную эпоху. Выставка «Блистательный фарфор минувших эпох» сделана так, что, ничего не зная о фарфоре вообще, выйдешь не только в отличном расположении духа от эстетического наслаждения, но и почти знатоком фарфора благодаря роскошным информативным баннерам и репродукциям.
Идея выставки принадлежит заместителю директора музея Ирине Куспак. На вопрос «Почему зрителю стоит посмотреть выставку?» ее организатор и куратор Анита Дункерс ответила: «Потому что выставка фарфора в таком объеме у нас показывается впервые. Здесь вы сможете погрузиться и почувствовать атмосферу той минувшей неспешной эпохи, прикоснуться к культуре иного времени, другого мира привычек, этикета и понимания вещей. К тому же это вещи просто сказочной красоты!»
В домах советских людей посуда была исключительно скромная, если не сказать убогая. Возможно, поэтому изысканная посуда прежних эпох никогда меня сильно не занимала. Но однажды, попав на юбилей к известному питерскому фотографу, заметила, что на столе стоят совершенно особенные чашки. «Обратите внимание, – сказал хозяин, собиратель всякой старины, – у меня за столом нет ни одной одинаковой чашки, все редкие и из разного фарфора, – и добавил: – Терпеть не могу сервизов!».
С тех пор стала обращать внимание на фарфор. У другой питерской художницы увидела множество фарфоровых сливочников. Ими были увешаны все четыре стены единственной комнаты хозяйки. А потом друг повел меня в Эрмитаж на выставку «Вокруг квадрата», где был представлен русский авангардный фарфор 1917 – 1930 годов (Кандинский, Петров-Водкин, Малевич!), которая сделала меня поклонницей фарфоровой темы навсегда. Поэтому с нетерпением ждала новую выставку, которая была подготовлена совместно Музеем изобразительных искусств и Национальным музеем РК. Выставка ничуть не разочаровала, напротив, поразила своим великолепием и изысканностью.
Впервые за всю историю хранения фарфора в музеях республики представлена полностью вся коллекция, около ста изделий. Все они в основном принадлежали семье Александра III и его супруге, императрице Марии Федоровне, большим ценителям прекрасного, собирателям ценных образцов искусства. Позже сын Николай II создаст на основе этой коллекции музей, который мы теперь знаем как Русский государственный музей. После революции и национализации дворцов, в том числе царской резиденции – Аничкова дворца – многие изделия и личные вещи были переданы в региональные музеи. Так и наши музеи стали обладателями уникальных фарфоровых изделий Германии, Дании, Франции, Англии, Китая, России.
Организация выставки шла непросто. Было трудно представить, как из небольших экспонатов составить полноценную экспозицию в просторных залах музея, хватит ли витрин и как их устроить. И вот выставка открыта. Любознательный зритель сможет как на машине времени перенестись в иную эпоху. Узнает, что «Китай» и слово «фарфор» по-английски звучат одинаково – China, поймет, чем отличается мейсенский фарфор от фарфора Севра и Веджвуда, фаянс от фарфора и майолики, рассмотрит образцы императорского сервиза, полюбуется вазой с попугаями. Обнаружит в экспозиции множество причудливых пудрениц, табакерок, забавных статуэток, расписных с позолотой кувшинов, роскошных тарелок и пивных кружек, а также чашек, блюдец, сухарниц и молочников.
Кто знает, вдруг кто-нибудь из зрителей возьмет да и задумает создать свой фарфоровый заводик, как когда-то перед самой войной с Наполеоном создал русский мужик Яков Кузнецов, дети и внуки которого стали фарфоровыми магнатами. Одним словом, если вы запасетесь временем, выставка не оставит вас равнодушными.
Фото автора