Отзвучали концерты десятого фестиваля «Белые ночи Карелии». Всегда становится грустно, когда завершается что-то важное и необходимое. Но будем следовать завету мудрецов, одним из которых, несомненно, был Габриэль Гарсиа Маркес, сказавший: «Не плачь, что это закончилось, улыбнись, что это было».
Завсегдатаи концертов фестиваля уже привыкли к этой своеобразной музыкальной сессии под названием «Белые ночи Карелии», завершающей концертный сезон и становящейся его кульминационной точкой. За годы жизни фестиваля многократно подчеркивался его высокий художественный уровень, и очередной тур вновь утвердил ту высокую планку, которая была заявлена в начале фестивального пути.
В последний день сцена Большого зала консерватории была во власти музыкантов из Финляндии. «День Финляндии» стал традиционным в фестивальной программе. За минувшие годы мы познакомились с разными представителями исполнительской культуры нашего соседа. В этот раз вторично посетил фестиваль кларнетист Лаури Саллинен, знакомство с которым состоялось на втором фестивале в 2006 году.
Уже тогда молодой музыкант из Кухмо обратил на себя внимание слушателей. И сейчас мы убедились, что первое впечатление не было ошибочным: если правомерно воспользоваться образным сравнением из всеми любимой сказки Андерсена, минувшие годы в профессиональном плане превратили его в «прекрасного лебедя». Его абсолютно виртуозное владение инструментом в техническом плане, богатейшая в нюансировке звуковая палитра, наконец завораживающая музыкальность позволили ему занять высокое положение в когорте молодых кларнетистов современности. Как известно, предела совершенству нет, значит, мы еще услышим о нем.
В концерте состоялось и новое приятное знакомство – с партнером Саллинена в ансамблевом исполнении – пианистом Вяйнё Ялканеном. О его игре также хочется высказаться только в превосходных степенях. Истинные качества музыканта проверяются прежде всего классикой, программа наполовину была представлена ею. Пианист раскрылся в разных стилевых образцах: изысканных клавирных миниатюрах Жана-Филиппа Рамо (1683 – 1764), сложнейшем «малом» цикле Д. Шостаковича – Прелюдии и фуги си-бемоль минор и вместе с кларнетистом в блистательном Большом концертном дуэте К. М. Вебера, весьма обогатившим музыкальную сокровищницу кроме прочих жанров, в частности – опер, сочинениями для духовых инструментов.
Оба музыканта убедительно демонстрировали свое мастерство и в нескольких опусах композиторов-авангардистов ХХ века: Элиота Картера (1908 – 2012), Франко Донатони (1927 – 2000), Пертту Хаапанена (1972) и Вилле Раасакка (1976). Музыка авангарда не часто звучит в наших залах, мы предпочитаем классику, но она рождается и живет, составляя немалую часть современного звучащего мира не только на западе, но и в нашей стране, а значит, каковы бы ни были наши пристрастия, мы должны находиться «в контексте» и прислушиваться к ней, а уж принимать или отвергать – это дело вкуса. Надо только помнить, что музыка самое сложное из искусств, а потому непременным условием постижения является многократное вслушивание в нее, только в этом случае придет понимание, а за ним и радость открытия. Воспитание собственных чувств – в нашей власти, было бы желание, а фестиваль дает для этого немало духовной пищи.
Концерт финских музыкантов проходил в необычной манере, они исполняли музыку с элементами театрализации. Нет, никакой сценографии не было, пространство сцены Большого концертного зала Петрозаводской консерватории целиком принадлежало двоим. Лаури Саллинен в тех случаях, когда исполнял произведение наизусть, свободно перемещался по сцене, не мешая пианисту, который в это время творил за роялем.
Второе отделение началось с волшебного звучания невидимого для большей части аудитории кларнетиста. Приглушенное освещение, которое вообще в концерте сыграло свою немалую роль в воздействии на слушателей, не сразу позволило понять, что музыкант находится на верхней площадке зала. Было полное ощущение, что музыка звучит откуда-то «с небес». И музыка была какой-то нереальной, завораживающей. Затем выяснилось, что Лаури исполнил собственную импровизацию, продемонстрировав таким образом свой композиторский дар, тайны которого он осваивал параллельно с искусством игры на кларнете.
Своеобразное режиссерское оформление концерта придало ему то обаяние, которое не может быть только внешним качеством, это идет изнутри таланта.
Концерт финских музыкантов стал яркой финальной точкой фестиваля. И каждый раз вместе с получаемой радостью от великой силы искусства, мы испытываем огромную благодарность тем, кто ее дарит нам, а за приглашение исполнителей России и зарубежья – создателю и художественному руководителю фестиваля, заслуженному деятелю искусств Карелии Виктору Михайловичу Горину.
Фото с сайта Петрозаводской государственной консерватории