Лицейские беседы

В Петрозаводске все лоббируют свои интересы

Георгий Иванов. Фото Ирины Ларионовой
Георгий Иванов. Фото Ирины Ларионовой
Георгий Иванов вспоминает, как в Петрозаводске появился фонтан на Лососинке, высказывается о деревянных зданиях в центре города и поддерживает идею Дня дерева.
Замечательный художник и дизайнер, Иванов многое сделал для Петрозаводска. 15 лет  был главным художником города, с его легкой руки, благодаря его энергии и таланту столица значительно благоукрасилась.

Мы встретились  в мастерской художника. Всюду  царил образцовый порядок. На столе чертеж будущей часовни, на стенах фотографии созданных Георгием интерьеров, на диване  книга о творчестве Михаила Шемякина. Наша беседа касалась проблем городского благоустройства.

 

— Георгий, насколько мне известно, это была ваша идея с мостиками на Лососинке и Неглинке?

 

— Это было не просто строительство мостиков, а целостное решение благоустройства поймы реки Лососинки. Началось все с того, что приближалось 270-летие Петрозаводска, и тогдашний мэр Сепсяков дал мне задание подумать, что можно сделать для города в связи с этим событием. Мне хотелось придумать что-нибудь значимое, и мы решили установить пушку на месте  основания города в пойме реки недалеко от театра. Это то самое  место, где по правую и левую  сторону Лососинки первоначально располагались мастерские, позже превратившиеся в завод. Когда мы рыли  бруствер для пушки, то обнаружили там настоящие ядра. За этой пушкой, отлитой на Александровском заводе,  я ездил в Ленинград. А лафет  делали кузнецы Онежского тракторного завода, между прочим, по чертежам Петра I.

 

Петрозаводск пересекают две реки, и это не только красиво, но и здорово, потому что создает своеобразные микрозоны для отдыха и прогулок горожан. Мы начали облагораживать сначала пойму Лососинки, потом Неглинки, надеюсь, что начатую нами  работу, завершат в конце концов другие. Мы посадили лиственницы,  груши, вишни. Видели деревья в пойме с медного цвета стволами? Это  сливы!

 

Я старался продумать все моменты удобства и пользы, это было  не только и не просто украшательство. Была задумана лодочная станция, пляж, мостики. В том месте вода все время по весне заливала  округу. По моему предложению наши коммунальные службы вырыли рукав и получился островок, где и по сей день, украшая этот уголок, стоит скульптура фавна Михаила Коппалева.

 

Надо сказать, что в то время мы задействовали все художественные силы города, проводили конкурсы. В результате в городе появлялись достойные вещи, такие как, например, скульптура девушки в парке работы Людвига Давидяна или «Муза» Коппалева. В такой вот малой пластике и заключается изюминка города.

 

— А фонтан?

— Я видел изображения фонтана  на Женевском озере в Швейцарии. Захотелось создать нечто подобное. Потом, правда, его видоизменили немного, а первоначально это должна была быть 20-метровая струя.

— Где вы брали кустарники и деревья для посадки?

— В то время в школе № 4 была удивительная учительница-биолог. Кажется, фамилия ее была Момотова. При школе был прекрасный  участок, где школьники выращивали саженцы под ее руководством. Они были взяты оттуда. Я считаю, что должен быть системный подход в озеленении города. Зеленые зоны — это легкие города. Почему мы не берем пример со стран Скандинавии, наших соседей, где похожий климат? Мы вполне могли бы высаживать вечнозеленые  ели или сосны, или березы, как в шведском Умео, используя лес.  Вот вам и экономия. Почему бы нам не сделать, наконец, велосипедные дорожки, о которых мы мечтаем уже давно? В Скандинавии тысячи людей ездят на велосипедах, от младенца до стариков.  Конечно, для этого надо кое-что сделать: найти зоны, где это уже возможно создать, разделить пешеходные  потоки.

Была у меня еще одна  интересная идея – сделать проспект Карла Маркса пешеходной зоной, хотя бы на выходные дни. Над этим тоже  можно еще подумать, а тогда не получилось. Хорошо бы устроить конкурс на лучший дизайн скамейки. Пусть каждое училище или художественный вуз, колледж разработают свою собственную скамейку для конкретного места. Это мог бы быть штучный товар. Скажем, скамейка для пенсионеров у поликлиники, для влюбленных в парке, для студентов у университета. Эту скамейку городу можно было бы  подарить. В этом могли бы принять участие и самые разные фирмы, магазины.

— Но нам всегда говорят, что в казне ни на что нет денег. А как подобные вопросы решались в то время, когда вы были главным художником?

— Тогда вообще денег не было! У нас, если помните, было планирование по пятилеткам. Я написал планы на 20 пятилеток вперед, так что ими можно пользоваться по сей день, столько там интересных идей. Меня все время пытались на землю с небес опустить, но я настойчиво  проводил свои идеи в жизнь. Сейчас все помешаны на золотом тельце, а мы работали на энтузиазме. Причем этот энтузиазм и желание сделать город достойным был присущ и самым высоким чиновникам тоже. И если вы помните, город при Сепсякове был одним из чистейших и красивейших  городов Северо-Запада. К сожалению, сейчас нет среди чиновников и предпринимателей государственно мыслящих людей. Все лоббируют только собственные интересы.

-Я знаю, что вы окончили Мухинское училище и были в 1972 году приглашены в качестве главного художника в Петрозаводск…

— Да, в этой должности я работал  по 1986 год. Вы должны понимать, что роль главного художника заключается не в одном только проектировании. Он выступает как главный организатор всего процесса по благоукрашению города. Наш коллектив, куда входил и главный архитектор города Эдуард Андреев, талантливый архитектор Николай Овчинников и, конечно, градостроительный совет, провел много разных решений. Начали  благоустраивать набережную, перенесли памятник Петру I из двора краеведческого музея (ныне Собор Александра Невского) на набережную.

— Как вам нравится идея о перенесении памятника Петру I на Круглую площадь?

— Я считаю, что он должен занять свое законное место. Это лучшая наша площадь, шедевр своего рода, она камерная, но вполне соответствует пропорциям нашего города. Памятник Ленину по своиму художественному достоинству тоже хороший, и  он мог бы занять свое место где-нибудь на больших площадях. Я представляю его поставленным где-нибудь, скажем, на Древлянке. Кстати, в свое время у нас на одном квадратном километре, в центре, стояло пять «Лениных», из них четыре — у входа в ОТЗ, в Губернаторском парке  два и еще скульптурный портрет у пединститута — мы убрали.

Что вы скажете о новых зданиях в городе? Известно, что во Владимире тщательно пытаются сохранить исторический центр.

— Это не только во Владимире, это общепринятая мировая практика.  Но город в любом случае должен расти и меняться. Однозначно! Это могут быть здания и урбанистического характера. Их могут критиковать сейчас, но пройдет время, и они станут привычными. Так было и с Эйфелевой башней, если помните.  И все же, например, в Париже ультрасовременные постройки вынесены за исторический центр.

Я много поездил и скажу вам, что все города эклектичны, все, за исключением, может быть, разом построенного Санкт-Петербурга.  Мы были в центре Рима, где рядом со зданиями XV века  находятся современные конструкции. Все зависит от вкуса и силы таланта, умения вписать это здание в имеющуюся среду!  На мой взгляд,  надо не бояться давать творить молодым архитекторам, дизайнерам и художникам! У нас в городе есть вполне симпатичные новые здания, например, очень стильное новое здание Верховного суда Эмиля Кулдавлетова, которое украсило бы любой европейский город. На Свердлова очень эффектный дом Евгения Фролова..

— Против постройки этого дома, помнится, боролась общественность…

— Мое мнение такое: слишком часто  в решение вопросов, требующих профессионального решения, вовлекается общественность. Они не профессионалы и мало что в этом понимают. Иногда это бывает даже во вред. Мы же не  пытаемся общественным советом вмешиваться в операцию, которую делает хирург! Каждый должен делать свое дело и при том профессионально.

— Что же делать, если вдруг  появляются такие монстры, как на Мерецкова на месте бывшей швейной фабрики?

— Это и в самом деле монстр, ящик, который задавил все в округе. Можно ведь задавить легкостью, изяществом и красотой. Это было бы другое дело. Я как раз за то, чтобы в городе существовал профессиональный экспертный совет, тогда будет гораздо меньше ошибок.  А сейчас большинство лучших архитекторов, художников и дизайнеров города отстранены и не принимают никакого участия в решении подобных проблем. Почему, не знаю. Кроме того, должен быть и авторский надзор за исполнением. Вот новое здание на проспекте Ленина делают по старой технологии, подешевле, что называется. А ведь, если бы использовали новые технологии в строительстве, то не было бы такого шума и разрушений в окружающих домах.

Раньше по генеральному плану было задумано так, чтобы здания к озеру спускались амфитеатром. Это не соблюдается. Если и строить что-то высокое, то, на мой взгляд, это должно быть что-то вроде точечной доминанты. Кстати, идея постройки в Охте мне не показалось безумной. Почему нет? Должен сказать, что сейчас, к сожалению,  роль архитектора вообще снивелирована. Архитектор, особенно молодой,  не может ни на что влиять, потому что решает тот, у кого есть деньги, но при этом нет ни вкуса, ни понятия. А вы говорите денег нет! Деньги есть! Хорошо, что у нас еще находятся  люди авторитетные, подобные Вячеславу Орфинскому.

 — Как вы относитесь к проекту реконструкции деревянных зданий на проспекте Ленина?

— Мне не нравится предложенный проект. Я убежден, что необходимо в каждом подобном случае проводить конкурс. Можно пригласить для участия в конкурсе и российских, и финских архитекторов. Думаю, они просто даже из интереса решились бы участвовать в таком конкурсе, как не однажды нас приглашали участвовать города-побратимы. Помнится,  я выиграл в одном из них и создал в шведском  городке Умео уголок Петрозаводска. Можно было бы предложить городам-побратимам сделать в Петрозаводске подобные уголки.

— Как, на ваш взгляд, смотрится набережная  со скульптурными дарами?

— С нас все начиналось. Сложно сказать… Во-первых, сами скульптуры неравнозначные, некоторые просто ужасные.. Конечно, дареному коню в зубы не смотрят, но во всяком случае у каждой скульптуры должно быть свое место, свое пространство, в этом я убежден.

— Вы слышали, что вместо Левашовского бульвара хотят устроить автостоянку? На мой взгляд, Петрозаводск постепенно теряет свое зеленое лицо. Парков и скверов не прибавляется, старые приходят в запустение, как парк Ямка или железнодорожный сквер. В Южной Корее в апреле проводится День дерева, когда вся страна, от школьника до президента выходят на посадку деревьев. Их страна – это настоящий оазис красоты! Видела собственными глазами. Как вам идея сделать в Карелии официальный День дерева?

— Мне эта идея очень нравится! Зелень придаст городу особый колорит. Она может выручить даже тогда, когда архитектура подкачала. Считаю то, что было у нас  хорошее, надо возрождать. Сажать деревья нужно каждый год и помногу!  Помните, в школах  был урок  общественно-полезного труда. Ведь ребенок, да и взрослый,  посадивший своими руками куст или дерево, уже никогда не сломает его сам и другому не даст. Может, всех не заставишь, но уверен — большинство будут делать это с удовольствием. Можно начать со своей школы, со своего крылечка. Надо любить свой город! Это же наш общий дом!

На днях в региональный Союз художников из Москвы пришла телефонограмма с известием, что известному карельскому художнику Георгию Иванову присвоено звание заслуженного художника России.  Поздравляем!