Хроника

Первая пятилетка

В Городском выставочном зале 5 марта открылась выставка к 5-летию Творческого союза художников Карелии. Она вызывает разноречивые чувства.

Карельское отделение Творческого союза художников России  появилось в Карелии пять с небольшим лет назад  как альтернативный  официальному  Союзу художников.  В нем объединились  более шестидесяти человек, ровно столько же состоят в Союзе художников.

Александр Акулов. Портрет Элиаса ЛеннротаЭто говорит о том, что многие желают стать членами объединения. У каждого при этом своя цель. Кому-то важно подтвердить свой статус, кто-то надеется, что членство в творческом союзе  поможет получить мастерскую, для других важно участие в выставках, конкурсах, возможность получить стипендию. Хотя на самом деле членство не так уж  много дает художникам: это не то, что раньше, когда художники пользовались мастерскими за чисто символическую оплату и  ездили на творческие дачи.

Сейчас у молодых художников, по их собственному мнению,  не так уж много перспектив. В лучшем случае они могут работать дизайнерами, но так ли много дизайнеров нужно Карелии? Известно, что  самые талантливые  уезжают. Недавно после окончания Международного славянского института подался в Москву один из  обещающих молодых графиков: устроился в фирму по евроремонту, получает приличную зарплату и весьма доволен.

Появление новых  творческих союзов, альтернативных официально созданным еще в советское время, – примета нынешнего времени.  Карельские писатели  в этом смысле явно  переплюнули местных художников: сейчас в республике зарегистрированы четыре  писательских союза!

Кстати, интересно отметить, что на всех вернисажах  бывает одна и та же тусовка. Художников не увидишь на концерте в филармонии. Редкие гости они и в театре. А артистов и музыкантов трудно представить на вернисаже в музее или выставочном зале. Им как-то совершенно не интересно, что происходит в другом виде искусства, будь то музыка, живопись,  театр.  Творческую интеллигенцию сейчас   волнуют в основном узко специальные  вопросы.  Например, среди активных членов карельской региональной общественной организации русской культуры «Русский Север» нет ни одного художника, артиста или музыканта. Возникает ощущение, что их не волнует то, что происходит в обществе. Обмельчали что ли цели  нынешней творческой интеллигенции?

Илья Растатурин. Пейзаж с белым домомМногие ругают молодой союз художников. Дескать, нет никакого отбора при вступлении в него, берут туда всех подряд, отчего и общий уровень  невысок. Да и сами члены этого объединения не спешат признаваться в том, что они в нем состоят: вроде как художники второго сорта. Мне известен факт, когда в администрации города художнику дали понять,  что участие в данном творческом союзе мало что значит для чиновников. 

Не знаю, как складываются отношения внутри молодого союза,  какие они ставят перед собой задачи и насколько удается их решать. Но раз есть потребность в подобном объединении, уже это хорошо. Поражаешься  мужеству председателя этого союза Александра Акулова, ведь ему явно приходится нелегко при скептическом отношении со всех сторон.

Союз активно участвует в художественной жизни республики.  Художники провели  немало персональных выставок,  активно участвовали в республиканских, и даже организовали  передвижную просветительскую  выставку по Карелии. И вот первый маленький юбилей и посвященная ему выставка.

На вернисаже яблоку негде было упасть. Пришло много молодежи. Запомнилось выступление директора Карельского филиала Российского Фонда культуры Зифы Юсуповой. Она,  болеющая душой за карельское искусство, вспоминала о добром старом времени. Оказывается, когда министром культуры в Карелии был Лев Николаевич Колмовский (о нем вообще многие  вспоминают с благодарностью. – ИЛ), он находил деньги на поездки молодых художников  в лучшие музеи Санкт-Петербурга и Москвы.  Юсупова озвучила серьезную проблему нынешнего дня: далеко не все из молодых художников бывали в Эрмитаже, Государственном Русском  музее или Третьяковке. Без сомнения, уровень образования сказывается на общем уровне студентов.

Так получилось, что эта выставка открылась сразу после республиканской «Онежской палитры», на которой  были представлены и художники Творческого союза. Поэтому многие работы плавно перебрались в Выставочный зал из Музея ИЗО. С одной стороны,  уже нет элемента новизны, с другой – интересно было взглянуть на те или иные произведения в новом антураже.

Михаил Яковлев. Сяргилахта. Банный деньДля себя я отметила несколько  работ. Прежде всего, это скульптурный портрет Элиаса Леннрота в исполнении Александра Акулова. Образ ученого, собирателя рун, созданный художником, поражает своей сосредоточенностью,  одухотворенностью и чем-то напоминает самого автора.  Александру Акулову удалось создать не просто реалистически точный портрет, но и уловить характер, и даже настроение портретируемого. На мой взгляд, это несомненная удача художника. 

Среди других полотен не могу не отметить две работы Егора Кукушкина. Чувствуется, что художник находится в активном поиске новых тем, формы, цветовых сочетаний. Честно сказать, на фоне бесконечно серых унылых карельских пейзажей его «Отпечатки» радуют  душу. Украсили экспозицию и фотографические композиции, в том числе  Виталия Наконечного, правда, уже виденные не раз. Хочется отметить акварельные листы Ксении Трофимовой, а также иллюстрации Евгения Скокова. Илья Растатурин, как всегда узнаваем и, как всегда,  его работы напоминают произведения Михаила Юфы. Заслуживает внимания декоративная «Щука» и «Улитки»  Елены Комулайнен.  Без сомнения, интересна новая композиция Любови Малиновской «Дом розового эльфа» (резьба – А.Казаков), выполненная в редком для нашей республики жанре кукольной  миниатюры.

Егор Кукушкин. Охота на большого золотого слонаМое мнение – всего лишь мнение заинтересованного зрителя. А вот что говорит известный в Карелии искусствовед Евгений Калинин. Он не без основания считает, что  в целом уровень республиканских выставок продолжает снижаться. Нынешняя выставка  членов Творческого союза художников немного лучше, чем предыдущая, уже тем, что в экспозиции меньше китча и тщательнее отобраны работы.

– И какого-то прорыва трудно ожидать, – считает Евгений Семенович, – потому что изначально в молодом объединении наблюдаются  усилия, направленные исключительно на самовыражение, которое не предполагает  оценки с позиций великой художественной традиции. К сожалению,  художники не обращаются к публике, не говорят о наболевшем, о проблемах общества. Большинство работ – заведомо интерьерного характера.  Хотелось бы надеяться на  более ответственные  и темпераментные высказывания, чтобы художники больше внимания обращали на окружающую действительность, на современника и его реальные проблемы.