Культура

Пожалуйста, трогайте!

{hsimage|Дети в музее. Фото Виталия Голубева ||||} О новом проекте Музея изобразительных искусств РК «33 Николы от Холмогор до Колы» и еще о том, чем английские музеи отличаются от российских.

Со стажировки для музейных специалистов из Великобритании вернулась заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы, искусствовед Екатерина Рычкова. Дело в том, что 2009 году Музей изобразительных искусств РК стал победителем VI Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, представив проект образовательной программы по народному искусству Карелии «Мультиполотенце, или Kaspaikka». Эта программа, уже ставшая неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея, была признана экспертами наиболее успешно реализованной в России, и в качестве «бонуса» её автору и еще пяти победителям конкурса была предложена удивительная возможность познакомиться с британскими музеями разной направленности и масштаба.

{hsimage|Екатерина Рычкова |right|||} И вот на днях, уже после возвращения, стало известно, что Фонд В. Потанина поддержал еще один проект Музея изобразительных искусств в новом, VIII Грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2011-2012 гг. На этот раз в номинации «Авторские проекты» Екатерина Рычкова представила идею создания мультимедийной образовательной программы по иконописи Карелии XV-XIX веков «Тридцать три Николы от Холмогор до Колы».

Что кроется за столь необычным названием? — с этого вопроса началась наша беседа с Екатериной Анатольевной.

— Новый проект, как и «Мультиполотенце», призван представить традиционную культуру Русского Севера и коллекции нашего музея. Святой Николай – один из самых почитаемых на Севере святых, а поморская поговорка о тридцати трех храмах в честь святого только подтверждает его популярность.
Наш музей обладает прекрасным собранием северных икон XV-XIX веков. Идея нового проекта заключается в создании мультимедийной образовательной программы по основам понимания иконописи для современного светского человека, который хотел бы научиться «читать» икону, открывая для себя художественный и символический язык, основные сюжеты и образы памятников православной культуры. По-моему, именно эта экспозиция требует к себе самого пристального внимания и бережного отношения. Для проведения занятий мы планируем создать в залах особое пространство мультимедиа-инсталляций с возможностью интерактивной работы. В залах появятся видео-рамки, выдвижные трансформирующиеся столы-витрины, сенсорные экраны и главное – гораздо большее количество интересной информации. Хочется, чтобы произошло изменение музейного пространства из академического в живое и эмоциональное, провоцирующее дальнейший интерес к коллекции.
{hsimage|Проект «Мультиполотенце, или Kaspaikka» получил широкое признание ||||} Практическую часть нашего проекта составят полюбившиеся зрителям мастер-классы, направленные на развитие творческого воображения, чувство цвета и ритма, понимание специфики и особенностей культуры Севера. Конечно, нам придется решать не только сложные содержательные задачи, но и технические, например, как в трех маленьких залах на трех десятках экспонатов рассказать о всем богатстве явления северной иконы, от процесса её создания до роли и места в мировой культуре.
— Мне пришлось с этим столкнуться, когда год назад я побывала в Вологодском музее кружева: наряду со стендами в залах было много выдвижных планшетов. Они не только занимали минимум места, но и позволяли действительно вплотную приблизиться к экспонатам. В особенном восторге были женщины – можно было детально посмотреть узоры, отследить технологию… В Вологде, как мне рассказали, многие увлекаются кружевоплетением. Значит ли это, что самые распространенные музейные «экспонаты»  — таблички «Руками не трогать!» и «Близко не подходить!» — уходят в историю?
    — Действительно, включение в экспозицию выдвижных витрин с экспонатами – это прекрасный выход для расширения показа музейных предметов, но вместе с тем это и возможность зрителю проявить себя, иногда через тактильные ощущения даже лучше проникнуться той или иной темой. У нас тоже появятся такие ящички и коробочки, на которых вместо «Близко не подходить» будет написано «Пожалуйста, трогайте!». Конечно, это будут не сами ценные экспонаты, а разнообразные дидактические материалы, инструменты для творчества.
В Великобритании надпись «Please, open!» за время стажировки мы встречали в музейных залах настолько часто, что вызывает недоумение, почему у нас все всегда под запретом.
— Фонд Потанина дал возможность музейным работникам России познакомиться с работой английских музеев. Чем они отличаются от российских?
— Во-первых, наверное, тем, что вход во ВСЕ музеи Великобритании бесплатный. Это удивительная мера, которая позволяет не только познакомиться с экспозициями огромному количеству людей, но и делает музей действительно приятным местом отдыха, в полном смысле общественным пространством города, где можно и свои дела обсудить за чашкой кофе, и получить новые знания в любом объеме и форме (от разложенных повсюду книг и альбомов до экскурсии на вашем I-Pod), купить семена роскошных роз, выращенных в музейном саду волонтерами или провести пару часов в сувенирной лавке, где представлена качественная дизайнерская продукция. То есть англичанин  может с большой пользой для себя провести в музее полдня или целый выходной, а не просто забежать на часок на новую выставку. И в этом английские музеи, пожалуй, ушли вперед по сравнению с нашими.
Мы посетили как крупные национальные музеи – British Museum, Victoria&Albert Museum, Tate Modern, так и совсем небольшие, управляемые исключительно волонтерами. Но везде обращает на себя внимание чувство комфорта и доброжелательности, грамотно выстроенной коммуникации со зрителем, которой чаще всего не хватает в российских музеях. В музеях Англии с нетерпением ждут зрителя, любят его, предугадывают его желания и потребности. Всюду надписи — куда идти, где туалет, где каталоги, есть ли Wi-Fi, лифт, кафе и так далее, постоянно на пути встречаются интерактивные зоны, образовательные столики, где что-то можно смастерить или зарисовать, или даже просто полежать на диване! Мне кажется, что такие простые, «человеческие» вещи можно сделать и у нас.
Еще я бы отметила роль волонтеров в деятельности музеев. Например, в небольших английских городках Фолкстоун или Фавершим музеи полностью содержат и обслуживают его жители: они занимаются археологическими раскопками, готовят объекты для экспозиции, составляют каталоги, ведут экскурсии… И всё это на общественных началах.

—  Мне кажется, англичане в этом движении не пионеры, если вспомнить наши народные музеи. В Карелии, например, самый известный из них —  музей вепсской культуры в Шелтозере. Его создал рабочий местного совхоза Рюрик Лонин, он же с единомышленниками собирал экспонаты, проводил экскурсии… Многие годы музей существовал на общественных началах, и только спустя десятилетие стал государственным. Сейчас, пожалуй, от всего богатства остались только осколки — школьные музеи.  Наша так называемая рыночная экономика практически полностью разрушила это движение. А ведь такие музеи, как и коллективы художественной самодеятельности, были  и своего рода клубами по интересам.
    — В какой-то степени английские музеи таковыми являются и сегодня. Как-то один из посетителей нашего музея оставил в книге отзывов запись: «Никакого удовольствия, кроме эстетического, в вашем музее не получил». Раньше она вызвала у нас и недоумение, и усмешки: а чего он ждал? Ради чего в музей-то ходят? Британские музеи рассматривают свое предназначение значительно шире – как место проведения досуга и предоставления ассортимента удовольствий. Теперь и мы приходим к пониманию этой ситуации. Человеку недостаточно увидеть на стене красивую картину, обязательно нужно что-то еще – общение, эмоциональное переживание, самореализация, практический результат или ещё что-то иное. Кстати, в Англии каждую пятницу двери музеев открыты до 10 часов вечера. Оказывается, именно в конце рабочей недели, когда всем хочется слегка расслабиться, посещаемость возрастает – вечером в музее можно посетить концерт, посидеть за бокалом вина в красивых интерьерах или прямо на траве во дворике и, естественно, познакомиться с выставками тогда, когда уже не нужно бежать с работы домой…
— Понятно, значит они предоставляют, как теперь говорят, услуги – самый модный сейчас термин, у нас есть образовательные, культурные услуги,  услуги здравоохранения… А вот недавно прошла информация, что наш знаменитый Эрмитаж не входит в десятку самых посещаемых музеев мира. Критики его считают: причина в том, что, обладая уникальной и богатейшей коллекцией произведений искусства, в чем с ним могут соперничать очень и очень немногие музеи мира, Эрмитаж в своей работе с посетителями застрял в лучшем случае где-то в середине ХХ века. Одним словом, в меняющемся мире – музеи тоже должны меняться, уходить от своего первоначального предназначения – хранителей предметов истории, культуры и искусства?
    — Конечно. Это вовсе не обозначает превращение музея в развлекательное заведение, чего так опасаются многие. Это скорее качественный пересмотр своего отношения к посетителю. Ведь посетитель – это не только избалованный потребитель, но и образованный современный человек, живущий очень динамичной и подчас перенасыщенной жизнью, или наоборот – скудной на события жизнью, поэтому наша задача – помочь ему сориентироваться в море информации и суметь показать самые значительные произведения из коллекции так, чтобы они запомнились, превратить пребывание зрителя в музее в праздник, ну или хотя бы в качественный культурный отдых. В новом проекте нам как раз предстоит добиться современного звучания великолепных произведений древнерусского искусства из нашей коллекции, сделать их интересными для представителей разных поколений.
Совсем скоро в Москве, в Центре современного искусства «Винзавод», состоится награждение победителей VIII Грантового конкурса, и я буду представлять сразу два проекта – «Мультиполотенце», с которым посетители музея уже знакомы, и «Тридцать три Николы от Холмогор до Колы», работа над которым ещё только начинается.
— Остается только пожелать успехов и новых грантов.