Согласно данным горячей линии Общественной палаты по ЕГЭ, которая вот уже третий год работает в период экзаменационной кампании, в этом году количество жалоб на процедуры проведения Единого госэкзамена увеличилось с 17 до 25 процентов. В основном недовольство выпускников и их родителей было связано с нарушением процедуры проведения ЕГЭ организаторами.
— К нам поступило более пяти тысяч жалоб, четверть из них касалась организаторов экзамена, закрывавших глаза на использование мобильных телефонов и прочие виды списывания, – рассказала зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина. Кроме того, многие обратившиеся на горячую линию, жаловались на нехватку дополнительных бланков на экзамене, что, по словам Духаниной, стало уже систематическим нарушением. — Дополнительный бланк требуется ребёнку, который в состоянии решить такие сложные задания, как С5 и С6. И в связи с отсутствием дополнительных бланков у него нет возможности продемонстрировать свои знания. А для ребёнка это может означать, что он вместо бесплатного обучения будет учиться платно. Это большая проблема.
Кроме прочего, школьники рассказывали, что у них отказывались принимать заявления на сдачу экзамена по выбору, аргументируя это тем, что в 2011 году данный экзамен приниматься не будет. По мнению председателя комиссии Общественной палаты по развитию образования, ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, в большинстве случаев причина отказа проста: "В населённом пункте нет учителя соответствующей квалификации». Недовольство выпускников было связано и с другой распространённой проблемой – процедурой апелляции. По словам Кузьминова, «детей повсеместно принуждают к отказу от апелляции». Те же, кто сумел воспользоваться этим правом, жалуются на то, что сама процедура длится очень долго. Кроме того, «возможность, что снизят балл, останавливает многих ребят от того, чтобы подавать апелляцию».
Если апелляционным комиссиям запретить снижать баллы при перепроверке спорных работ, то желающих воспользоваться этим правом будет намного больше, уверены члены Общественной палаты.
Общественники предлагают отказаться от практики проведения Единого госэкзамена в школах. Пункты приёма ЕГЭ должны располагаться в других помещениях, а на самом экзамене не должно быть учителей – только независимые эксперты, подписавшие специальный контракт с чётко прописанными обязанностями и взысканиями за их невыполнение. Также участники круглого стола предложили вести онлайн-трансляцию с каждого экзамена на сайты региональных управлений образования.
Для тех же, кого все эти меры не остановят перед списыванием, общественники предложили ввести уголовное наказание. Оно также должно коснуться и тех, кто придёт сдавать экзамен вместо школьника, и людей, выкладывающих задания по ЕГЭ в интернет. Участники круглого стола предложили дополнить главу 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьёй 149 (прим), в которой будет предусмотрен ряд составов преступлений в сфере ЕГЭ, связанных с воспрепятствованием сдаче экзамена, умышленным искажением результатов, нарушением порядка проведения экзамена, фальсификацией экзаменационных материалов и распространением информации о контрольно-измерительных материалах.
Однако самая важная рекомендация членов Общественной палаты – это разделение Единого госэкзамена на два уровня сложности: базовый и продвинутый. «Огромное достижение ЕГЭ, в отличие от того, что существует, например, в Казахстане, – это то, что он является не простыми “американскими” тестами, а включает большую творческую часть, – отметил Ярослав Кузьминов. – Но значительная часть выпускников школ не доходит до части С».
По мнению Кузьминова, необходимо, чтобы выпускники имели право выбрать, какой вариант ЕГЭ они будут сдавать: облегчённый, задания которого соответствовали бы заданиям нынешних частей А и В, или продвинутый, состоящий из заданий с развёрнутыми ответами, то есть аналогичный части С. Например, продвинутый уровень ЕГЭ по литературе представлял бы собой сочинение.
Уполномоченный по правам ребёнка в Москве Евгений Бунимович предложил определить минимально допустимый балл «для той части школьников, которые не могут сдать ЕГЭ и идут на мошенничество». «Они половину тем никогда в жизни не видели. Нужен минимальный базовый уровень, может быть, даже зачёт без отметки», – полагает он. Кроме того, Бунимович уверен, что объявлять этот балл для каждого экзамена надо ещё в начале учебного года, а не после сдачи ЕГЭ, как это происходит сейчас.
Члены Общественной палаты предложили отменить выдачу бумажных сертификатов ЕГЭ. «Результаты ЕГЭ хранятся в федеральной базе. Вузы, ссузы могут проверять подлинность заявляемой абитуриентами информации не по сертификату, а по единой базе данных. Это сможет упростить весь процесс и сделает его более быстрым», – пояснил Кузьминов.
Планируется, что все рекомендации, предложенные членами Общественной палаты, будут направлены в Государственную Думу, Совет Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзор и комиссию при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи и совершенствованию проведения ЕГЭ. Именно эта комиссия обсудит данные предложения 19 июля.