Волею случая темным февральским вечером я оказалась в Олонце. Куда пойти? На автобусной станции за два часа ожидания следующего автобуса можно было основательно замерзнуть. Поэтому еще накануне позвонила в Детскую художественную школу и попросила о встрече художника и педагога Наталью Чанжину. Она сразу же согласилась, и мы скоротали это время за чашкой чая и разговором.
В мастерской художника
– Вся моя творческая жизнь началась с художки, – рассказывает Наталья. – Директором у нас был очень увлеченный человек – Виктор Сергеевич Леонтьев, сейчас он на пенсии. Это был первый набор, 1974 год, Виктор Сергеевич стал моим первым учителем. Он всегда поражал нас своим интеллектом, умел увлечь, заинтересовать. Виктор Сергеевич – учитель с большой буквы.
Наташа всегда знала, что будет художником. У нее была большая толстая тетрадь, где она рисовала, особенно обожала рисовать лошадей и собак. Листов в тетради все время не хватало, и она их вшивала. Знала все породы собак, искала информацию по книгам – Интернета-то не было. Но учиться пошла на швею, нужно было на что-то жить, и эта первая профессия не однажды выручала ее в жизни.
– В лихую годину и себе, и дочери наряды сама шила, – смеется Наталья. – А потом случайно встретила на улице Виктора Сергеевича. Он предложил мне снова заниматься и посоветовал продолжить образование. Так я стала заочно учиться в Ленинграде, в Институте имени Герцена, и работать в Детской художественной школе. А позже окончила Академию театрального искусства по специальности «Мировая художественная культура».
Мы сидим в мастерской, которая принадлежит художественной школе. По вечерам сюда вот уже 10 лет приходят заниматься рисованием и великовозрастные граждане Олонца. Помещение небольшое, но уютное и даже с удобствами. На стенах – полотна, изображающих природу Олонецкого края, приладожских деревень. Чувствуется, что Наталья Чанжина без конца готова писать родные пейзажи.
– Для меня самое интересное в жизни художника – пленэры, – Наталья показывает один пейзаж за другим. – Район у нас старинный. Многие деревни постепенно теряют свой колорит, но, слава Богу, не все. Мне везет на такие места и встречи. Интересно, что местные жители всегда интересуются, чем ты занят, что рисуешь, а вот питерские или московские дачники шугаются художников, сторонятся и не идут на контакт.
Однажды с лесорубами попала Наталья в глухую деревеньку. Расположила этюдник у озера и собралась писать эту красоту.
– Вдруг бабушка подходит ко мне: «Идем, миленькая, я тебя обедом накормлю!» Дом маленький, но чистенький. Видно, что одна живет. Такие у нас люди!
Олончане благодарны экс-председателю Союза художников Карелии Анатолию Титову за пленэры, которые он несколько лет устраивал в Олонецком районе. По словам Натальи, возможность общаться с другими художниками, свежий взгляд на родные места, обмен опытом, беседы об искусстве – это всегда воодушевляет. Наташа бывала и в Финляндии, и в Норвегии, но ее всегда тянет домой.
Единственная ее любовь на все времена – Левитан.
– Она натуральный певец Олонецкого края, – говорит о Наталье коллега Нелли Григорьева, – всё излазила, все места знает. Это от неё можно получить звонок с восторгами: «Ты знаешь в какой красоте я сейчас сижу!». С подробным описанием пейзажа. Это она может чесать километры через бурелом с этюдником и всем добром ради красивой точки.
В Олонце многие знают преподавателя Детской художественной школы Наталью Чанжину. Она отдала ей 25 лет своей жизни. Только мы зашли на автовокзал, как тут же у нее завязался разговор с бывшей ученицей, недавно переехавшей с родителями в Петрозаводск.
Мы тепло попрощались с Натальей как старые добрые друзья. Автобус медленно двигался сквозь мрак в сторону Питкяранты, с трудом преодолевая бездорожье. Глядя в отчаянную темноту за окном, я думала о том, что от таких людей, как Наташа Чанжина, в городе становится светлее.
Фото автора