Апрель и начало мая 2015 года наполнены сигналами тревоги учителей, родителей, сельских жителей – звонками, письмами, встречами с просьбами о помощи. Тревожна и новостная лента в Интернете: сельские школы в ряде районов Карелии планируют реструктуризировать, оптимизировать, ликвидировать…
В Карелии вновь активизировались процессы «модернизации» малочисленных сельских школ:
— поселок Шуньга Медвежьегорского района: «Районные экономисты требуют объединить в классы-комплекты не только начальные классы (совмещенное обучение), но и классы средней школы. Как поступить?» – учителя школы;
— остров Валаам: «Нам объявили, что нашу школу закрывают. Мы – против, педагоги – против. Где будут учиться наши дети?» – родители;
— деревня Великая Нива Медвежьегорского района: «Предотвратите закрытие школы в маленькой заонежской деревне!» – жители деревни…
Это далеко не все случаи, а только те, где люди пытаются сопротивляться и заявляют об этом в письмах и обращениях – от местной власти до президента страны. Сколько карельских школ в настоящее время «модернизируются» в молчаливой тишине и в одиночестве, сказать трудно. Знаю точно, что подобное происходит и/или может в одночасье произойти во многих районах нашей республики.
Беспомощность сельских педагогов, родителей, селян вызывает боль, удивление, сочувствие и… понимание. Понимаю, что в многотрудной педагогической работе и в непростой жизненной ситуации многих нынешних сельских жителей не до погружения в законодательство и копания в казуистике. Однако именно это незнание и приводит к неправомерным и несправедливым решениям относительно сельских детей, сельских семей, сельских учителей – самого села.
Поэтому первое, что считаю нужным здесь обозначить, это основные положения или основы нормативно-правовой защиты сельской школы.
В выступлениях министра образования Д.В. Ливанова на двух последних Всероссийских съездах учителей (2013 и 2014 гг.) не раз прозвучало, что «поддержка сельских школ является одним из приоритетов государственной политики в области образования», что практика неправомерного закрытия сельских школ прекращена, что «школа закрывается только тогда, когда учиться в ней некому». Слова министра, к сожалению, только слова, пусть и обнадеживающие, что систему образования в сельской местности еще возможно сохранить и даже развивать. Они не гарантируют устойчивость жизнедеятельности конкретной школы.
Более надежны решения, легализованные на законодательном уровне. И такие появились в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Если ранее при закрытии сельской школы требовалось только решение сельского схода, то теперь, согласно п. 11 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» 273-ФЗ: «Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения». (сайт «Законы России» по состоянию на март 2015 г.) (выделение текста – З.Е.)
Обращаю внимание, что «принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения». (сайт «Законы России» по состоянию на март 2015 г.) (выделение текста – З.Е.).
Однако эти положения, принятые на российском уровне и подтвержденные Законом «Об образовании Республики Карелия» 2013 года (сайт Министерства образования Республики Карелия), не должны успокаивать сельских учителей, родителей и жителей. Важно и нужно разобраться в понятиях, которые в документах обозначены и/или подразумеваются, и в том, как их реализовать в жизни.
Что такое «комиссия по оценке последствий» решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации? Думаю, что каждый понимает, что это нововведение в ФЗ сделано для того, чтобы принималось ПРАВИЛЬНОЕ и СПРАВЕДЛИВОЕ решение о судьбе каждой сельской школы. Однако п. 14 ст. 22 того же закона устанавливается, что «…порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации». Соответственно, комиссию создает учредитель, который и является инициатором реструктуризации/оптимизации/ликвидации сельской школы. Нетрудно представить, кто войдет в состав такой комиссии. Полная свобода для бессмертного гоголевского «Я тебя породил, я тебя и убью!». Могут ли школа, родительская и сельская общественность участвовать в определении членства в такой комиссии? Внести свои предложения, включить или исключить из состава? Могут! Но здесь необходимо проявить гражданскую позицию и инициативу – требовать и делать правомерным такое участие.
К сведению заинтересованных, III Республиканский День малочисленной сельской РК в феврале 2015 года принял предложение/решение о включении представителей Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия в состав комиссий по оценке последствий реорганизации или ликвидации муниципальных общеобразовательных организаций. Письмо о готовности войти в состав таких комиссий направлено в Министерство образования РК. Надеемся, оно доведено до сведения Администраций муниципальных районов. На наш взгляд, опытные руководители и педагоги сельских школ из других районов, не связанные местными, часто субъективными связями и отношениями, могут выступить в качестве беспристрастных и объективных экспертов.
Как обеспечить «учет мнения жителей»? Как осуществить право населения, проживающего на определенной территории, «самостоятельно и под свою ответственность» решать вопросы местного значения, определенное Конституцией Российской Федерации? Как собрать сельский сход и как легализовать его решение? Мы имеем печальный опыт не одного муниципального района, когда местные власти, мягко говоря, лукавили, объявляя сходом то, что таковым не являлось или, наоборот, действуя в обход мнения сельского схода.
Здесь, уважаемые селяне, не обойтись без знания законодательных основ местного самоуправления. Общие положения о полномочиях муниципального управления определены Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция от 30.03.2015).
Однако этих знаний недостаточно для разрешения конкретной ситуации. Необходимо хорошо ориентироваться в местных, локальных постановлениях, ведь учредителем муниципального образовательного учреждения является муниципалитет. Нужно, наконец, вчитаться в текст устава вашей школы, где должны быть определены полномочия (и ограничения), механизмы управления и самоуправления образовательной организации. Только так вы сможете определиться в грамотном и правомерном поведении в конфликтных случаях.
Действия администраций, отделов образования муниципальных районов зачастую безапелляционны, без должного уважения к местным жителям. Их настойчивость, если не агрессивность, вызывает очевидный протест. Подлинные причины изменений обычно определяются «экономическими» соображениями – нехваткой финансовых средств, а аргументация – «низким качеством образования», «низким уровнем квалификации учителей», что обидно, несправедливо и на поверку часто оказывается совсем не так. Предлагаемые выходы из ситуации, объясняемые «детям будет лучше», не вызывают доверия у родителей, тем более – у жителей села, из которого вместе со школой исчезает последнее представительство государства на территории.
Необходимо задать и несколько нелицеприятных вопросов сельским педагогам. «Не пересидели» ли сельские учителя в обстановке самодостаточности и самоуспокоенности? Одно из частых высказываний учителей – «Мы далеко – нас не закроют…» – беспокоит, потому что в нем проявляется излишняя самоуверенность, которая есть тормоз для профессионального продвижения и, как следствие, для развития учеников и самой школы. Что делается сельскими педагогами, местным сообществом, чтобы деревенская школа была современной? Чтобы в ней были созданы соответствующие условия для полноценного обучения, воспитания, социализации ребенка? Ищет ли педагогический коллектив пути и способы ее обновления? Осваивает ли инновации? Повышает ли квалификацию? Или предпочитает старые тактики – «нам должны», «вот приедет… – нас рассудит…».
Времена, действительно, поменялись: «не должны», «не приедут», «не рассудят»… Только САМО! Самостоятельность, инициатива и деятельность – постоянная работа по обновлению. Напряженная и трудная, потому что меняться нелегко, но неизбежно.
В селе, если конфликт, то глубоко и надолго, ведь его участники остаются здесь поколениями. Поэтому нужно искать и находить способы договориться друг с другом, с властью. Выслушать и постараться понять резоны каждого. И только потом принимать решение, в котором главное – это интересы сельских детей.
Весна – время подготовки следующего учебного года, поэтому активизировались предложения (хорошо, если предложения, а не прямое давление) «сверху» – от отделов образования, непосредственно от администраций муниципальных районов, от Министерства образования РК . Если классифицировать проблемные ситуации, то можно выделить, как минимум, три группы:
- Реструктуризация как ликвидация школы как таковой. Случай маленькой Валаамской школы.
- Внутренняя реструктуризация – изменения образовательной деятельности школы. Случаи малочисленных средних школ Медвежьегорского района.
- Внутренняя реструктуризация – изменение структуры образовательной организации, закрытие филиала, а по сути, ликвидация маленькой школы. Случай с филиалом Великогубской средней школы в Великой Ниве.
Каждый из случаев, будучи уникальным в своей сложности, имеет некоторые общие черты, о которых попробую рассказать в следующем материале.
Об авторе. Зинаида Борисовна Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ; исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия
Адрес электронной почты: zeflova@onego.ru