Культура

Песни памяти

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Второй концерт фестиваля «Белые ночи Карелии» посвящен тому великому празднику, 70-летие которого мы отмечаем в этом году. Строка стихотворения  Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам», послужившего вербальной основой для песни-гимна Александры Пахмутовой, определила тему концерта.

Праздник Победы, несмотря на постоянное удаление от 1945 года, не становится менее актуальным. Напротив, минувшие десятилетия в обстоятельствах, происходящих в наше время, лишь усиливают ее значимость и позволяют новым поколениям почувствовать ее глубинную человечность. Три поколения,  не знающих, чем и какой была Великая Отечественная, выросло с тех пор. Но каждый год 9 мая мы отмечаем как самый великий праздник, а литература и искусство возвращают  нас в прошлое и помогают разобраться и прочувствовать, прикоснувшись к тем событиям,  что были пережиты страной.

Программа концерта составлена из песен, созданных в годы войны и после нее. Они, как правило, не отражают боевые моменты, хотя эмоциональный накал и исполнительская подача некоторых из них, как, например, прозвучавшие в трактовке Валентины Моисеевой песни «Баллада о матери» Евгения Мартынова и «Два брата» Валерия Гаврилина на стихи Виктора Максимова невольно заставили содрогнуться. Большинство же песен – лирические, запечатлевшие характерные эпизоды военных будней: «Огонек» неизвестного автора на стихи Михаила Исаковского,  «В землянке» Константина  Листова на стихи Алексея Суркова, «Темная ночь» Никиты Богословского на текст Владимирова Агатова, «Соловьи» Василия Соловьева-Седого на стихи Алексея Фатьянова. Сколько в них живого искреннего чувства, мелодического богатства, не поддаться которому невозможно и спустя многие десятилетия. Песня-размышление Яна Френкеля «Журавли» на стихи Расула Гамзатова создавалась спустя годы, но мысленно она обращена к той памяти, которая уходит только с человеком.

Воину нужны были разные песни. Он умел радоваться даже мимолетным событиям, а юмор был необходим как глоток чистого воздуха. И песня как самый мобильный и содержательно емкий музыкальный жанр вмещала в себя все:  песня-диалог «Вася-Василек» Анатолия Новикова, стихи Сергея Алымова или «На солнечной поляночке» Соловьева-Седого, «Казаки в Берлине» братьев Покрасс (стихи Цезаря Солодаря). Таких песен было много, они и в годы войны, и в мирное время сразу подхватывались и распевались везде и всюду.

Главными исполнителями задуманной «вахты памяти» стали два студенческих коллектива Петрозаводской консерватории – оркестр народных инструментов под руководством Алексея Чугаева и академический хор,  программу с которым готовили художественный руководитель Евгений Гурьев и хормейстер Евгения Дыга. И хор и оркстр уже участвовали в программах фестиваля и зарекомендовали себя как надежные и творчески готовые к решению любых задач коллективы.

Оркестр вел всю программу, и два эпизода исполнил без вокала. Он открыл концерт исполнением замечательной  музыки Эдуарда Артемьева к кинофильму «Свой среди чужих, чужой среди своих». Кто видел этот фильм, наверняка запомнил эту щемяще-ностальгическую главную тему фильма с солирующей трубой, партию которой озвучил Игорь Вараксин. Она определила  настроение общей идеи программы.  Второй номер – «Импровизация на тему песни  Матвея Блантера «Катюша» исполнил в сопровождении оркестра Егор Конев (балалайка). И в этих эпизодах, и в качестве сопровождения солистов оркестр, как всегда, под управлением чуткого дирижера Алексея Чугаева оказался на высоте.

Хор появился на сцене во втором отделении. В основном он сотрудничал с солистами, но «В путь» Соловьева-Седова (стихи Михаила Дудина) и «Березовые сны» Виталия Гевиксмана (стихи Георгия Фере) с прекрасным пониманием музыкально-поэтического текста исполнил без солистов. В целом оба молодежных коллектива работали с такой эмоциональной отдачей, которая как факел зажигала слушателей, а зал до отказа Большой зал консерватории по крайней мере на две трети был заполнен людьми пожилого возраста, но их сердца мгновенно отзывались на услышанное. И присутствующая молодежь не уступала в этом старшим.

Конечно, такая программа не могла обойтись без солистов-вокалистов. Основную исполнительскую нагрузку взяли на себя лауреат международных конкурсов солист Санкт-Петербургского «Хора Русской Армии» Сергей Русанов (тенор), солист Петрозаводского Музыкального театра Андрей Блаховский (бас-баритон). Особую краску в программу внесла и лауреат Всероссийских конкурсов Валентина Моисеева (народный вокал). Неожиданным для слушателей участником концерта стал аспирант Петрозаводской консерватории из Китая Жан Хаотин  — обладатель красивого полнозвучного тенора, замечательно исполнивший песню «На солнечной поляночке».

Особую страницу прошедшего концерта составили прозвучавшие в память об ушедшем осенью прошлого года из жизни выдающемся баритоне Викторе Черноморцеве. Солист Мариинского театра Санкт-Петербурга неоднократно принимал участие в фестивальных программах в Костомукше и Петрозаводске, куда его приглашал Виктор Горин, художественный руководитель фестиваля «Белые ночи Карелии». Певца и пианиста связывала давняя творческая дружба, они не раз выступали вместе, делали записи на диски. Будучи оперным певцом, Черноморцев любил и постоянно неподражаемо исполнял классические и старинные русские романсы.  В них, как и во всем, что он делал, проявлялся его самобытный артистизм. Два наиболее часто исполнявшихся Черноморцевым произведения: – «Я вас любил» (Борис Шереметьев, стихи А.С. Пушкина) и «Ямщик, не гони лошадей» (Яков Фельдман, стихи Николая фон Риттера») спел Андрей Блаховский.

Голос и исполнительская манера Виктора Черноморцева незабываемы. К счастью, в свое время были сделаны диски с записью программы концерта, состоявшегося во Дворце искусств Кондопоги. В нем Черноморцев и Горин исполнили романсы Чайковского и Рахманинова. Этот диск в качестве памятного подарка вручил многим из присутствующих на концерте  Виктор Горин.

Когда уже была исчерпана программа концерта, а слушатели продолжали оглашать зал неукротимыми аплодисментами, дирижер взмахнул палочкой и зазвучала песня «День Победы» Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова. Созданная в 1975 году, она стала главным гимном памяти Победы в Великой Отечественной войне.

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Фестиваль "Белые ночи Карелии". Песни памяти

Фото Алексея Киндяка

 

 

Комментарии