Образование, Учитель

Реформатор образования

Русский педагог Андрей Степанович Воронов

Уроженец Олонца Андрей Степанович Воронов входит в плеяду замечательных российских педагогов XIX века. До конца жизни он оставался сторонником радикальных демократических преобразований системы образования. Умер в 1875 году, в обстановке отката от реформ 1860-х годов, читая в Петербургском педагогическом обществе доклад о всеобщем начальном образовании.

 

 

На площади Кирова в Петрозаводске стоит здание Музея изобразительных искусств. У него большая история. Многие петрозаводчане знают, что здесь в бывшей Олонецкой губернской гимназии учились в своё время люди, составившие славу России. Хотелось бы рассказать ободном из них, нашем земляке Андрее Степановиче Воронове.

Мне человеку, который уже более 20 лет занимается историей народного образования в Карелии, странно, что на здании нет памятной доски в честь А.С. Воронова. Мне кажется, в городе уместно было бы назвать его именем улицу и даже поставить ему памятник.

А всё дело в том, что Андрей Степанович Воронов (1819 — 1875) является крупнейшей фигурой народного образования второй половины XIX века. Деятельность А.С. Воронова как правительственного чиновника отмечена участием в разработке важнейших проектов по реформированию образования. Как председатель Ученого комитета Министерства просвещения России А.С. Воронов участвовал в обсуждении и дальнейшей реализации этих проектов. Как историк образования он прежде всего известен своим двухтомным научным трудом «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа» и рядом других научных работ, а также активной публицистической деятельностью на страницах «Журнала Министерства народного просвещения». Как общественный деятель А.С. Воронов вошел в историю как один из основателей Санкт-Петербургского педагогического общества, деятельность которого протекала при активном его участии.

Андрей Степанович Воронов родился в Олонце, где окончил приходское училище.  В 1830-1836 годах учился в Олонецкой губернской гимназии.

 

Петрозаводск. Мужская и женская гимназии

Преподаватели гимназии отмечали большие способности юноши. На него обратил внимание профессор словесности Петербургского университета А.Ф. Никитенко, посетивший гимназию в 1830-е годы. В 1836 году по рекомендации педагогического совета Олонецкой гимназии А.С. Воронов поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который с блеском  — третьим по списку из 65 выпускников — окончил в 1840 году.

В 1840-1845 годы Воронов преподавал логику в Псковской губернской гимназии. В 1845 году был принят в качестве инспектора и преподавателя в Санкт-Петербургскую гимназию №5. Граф М.Н. Мусин-Пушкин, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа, поручил ему написать работу по истории округа.  В 1849 году выходит I том «Историко-статистического обозрения учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа», охватывающий период с 1715-го по 1828 год.

В 1850 году А.С. Воронов был назначен директором Санкт-Петербургской гимназии №5. Его ввели в состав учёного комитета Министерства народного просвещения и утвердили в должности директора народных училищ Петербургской губернии. В 1854 году выходит из печати «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. Часть II. (1828-1853 гг.)». Этот труд был удостоен почётного отзыва Императорской Академии Наук и премии Российского Географического общества. До сих пор эта работа А.С. Воронова представляет значительный интерес для любого исследователя, занимающегося историей отечественной школы и педагогики.

В 1858 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его работа «Ф.И. Янкович де Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II».

С 1860 года начинается карьера Воронова как важного правительственного чиновника: он назначается  вице-директором департамента Министерства народного просвещения, начальником канцелярии  министерства, председателем учёного (с 1863 года – учебного) комитета.

К моменту его назначения на важный министерский пост Андрей Степанович имел значительный опыт работы, знал систему образования изнутри. Кроме того он с большим успехом занимался проблемами истории образования и педагогики. В дальнейшем это помогло ему в его трудах по реформированию российского образования. При его участии разработаны: устав университетов 1863 года, уставы гимназий и учительских семинарий, Положение о начальных народных училищах – 1864 год.

В этот же период А.С. Воронов опубликовал ряд статей в «Журнале Министерства народного просвещения», «Отечественных записках» и других изданиях. Он отстаивал допущение лиц разных сословий в учебные заведения, равноправие реальных и классических средних учебных заведений, уравнение в правах гимназистов государственных и частных гимназий, допуск выпускников реальных гимназий на физико-математические и естественные факультеты университетов. Он был противником применения  телесных наказаний в учебных заведениях, доказывал необходимость организации дошкольного образования и воспитания, подчёркивал важную роль семейного воспитания, интересовался опытом русских и зарубежных педагогов.

В этот период остро ставится вопрос о праве на образование, на всестороннее, целостное развитие способностей и дарований человека, которое педагоги рассматривали как одно из неотъемлемых прав человека, а, следовательно, борьбу за ликвидацию привилегий в сфере образования считали важнейшим условием формирования новых общественных отношений. Дальнейший прогресс общества становился невозможен без равных возможностей в области образования.

В Проекте Устава общеобразовательных учебных заведений Министерства народного просвещения записано:

«Народное просвещение составляет главную опору государства и источник его благосостояния, а потому выгодами просвещения должны пользоваться все лица, без различия пола и звания».

Таким образом Устав, в числе разработчиков которого был и А. С. Воронов, предполагал дальнейшую демократизацию образования в России. А.С. Воронов был в числе учредителей нескольких обществ: Педагогического общества (вместе с К.Д. Ушинским, В.Я. Стоюниным, Д.Д. Семёновым), Фребелевского общества, Общества вспоможения бедным студентам. Фребелевские общества распространяли идеи теоретика дошкольного образования, немецкого педагога Фридриха Фребеля. Педагогическое общество за 20 лет своего существования (1860 — 1880) много сделало для пропаганды всего самого передового,  что было наработано российскими педагогами. В совет общества, сформированный 23 января 1860 года, вошли: председатель – П.Г. Редкин, вице-председатели – А.А. Чуминов и И.Б. Штейн, члены правления – А.С. Воронов и В.Х Демониус, секретари Н.Х. Вессель и Н.И. Паульсон.

Сам состав руководства общества показывает, что его члены были, как теоретиками так и практиками педагогики. Члены общества регулярно, раз в две недели, собирались на заседания, чтобы обсудить наиболее злободневные вопросы развития образования. Всего было обсуждено свыше 250 докладов и рефератов, что показывает глубокую заинтересованность педагогической общественности в дальнейшем реформировании русской школы. Фребелевские общества распространяли идеи теоретика дошкольного образования, немецкого педагога Фридриха Фребеля. Санкт-Петербургское Фребелевское общество уже в 1872 году учредило первые в России Фребелевские курсы (одногодичные) для подготовки работниц для детских садов. Тем самым впервые в России началась теоретическая и практическая подготовка работников дошкольных учреждений с учетом психологически особенностей детей дошкольного возраста.

В начале 1870-х годов Андрей Степанович выступал против политики отката от реформ 1860-х годов в образовании. В середине 1870-х годов по инициативе передовых земств был поднят (уже вторично) вопрос о введении всеобщего начального образования. Идя навстречу этим пожеланиям, А.С. Воронов выдвинул в 1874 году два проекта: «О введении обязательного обучения в Санкт-Петербурге» и «О введении обязательного обучения по ходатайствам некоторых земских собраний». Оба проекта не нашли поддержки у министра народного просвещения Д.А. Толстого.

15 ноября 1875 года в Педагогическом обществе проходило обсуждение вопроса о всеобщем начальном образовании. С основным докладом выступал А.С. Воронов. Он не смог закончить своё выступление – случился апоплексический удар. 22 ноября А.С. Воронов скончался.  Посмертно в № 11 за 1875 год журнала «Отечественные записки» вышла последняя его статья «Значение обязательного начального образования».

Медаль в память А.С. Воронова
Медаль в память А.С. Воронова

Уже в 1878 году учреждена медаль в память А.С. Воронова, а 26 января 1913 года Министерством народного просвещения России приняты «Правила о присуждении премии в память А.С. Воронова».

Андрей Степанович Воронов прежде всего стремился к реформированию отечественного образования, его модернизации, он был сторонником дальнейшей демократизации образования. А.С. Воронов был и ярким представителем педагогической журналистики, и историком образования. Его общественная, педагогическая, научная и государственная деятельность способствовали развитию русской школы во второй половине XIX века. Трудно переоценить роль Петербургского Педагогического общества, а также Фребелевского общества, основанных и осуществлявших свою деятельность при активном участии А.С. Воронова, в развитии педагогической науки. Значителен его вклад в развитие педагогической науки, прежде всего истории педагогики и образования.

А.С. Воронов входит в плеяду замечательных российских педагогов, в числе которых П.Г. Редкин, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и другие. Занимая высокий пост в Министерстве народного просвещения, А.С. Воронов был в числе разработчиков важнейших государственных актов в области народного образования и до конца жизни оставался сторонником радикальных демократических преобразований системы образования в России.  В обстановке начавшихся контрреформ в области образования он выступал за продолжение реформ в российском образовании.

Ежегодно в Карельском институте развития образования проводится конференция «Образование в Карелии через века». С этого года она носит название «Вороновские чтения «Образование в Карелии через века». Это дань памяти нашему знаменитому земляку, прожившему короткую, но яркую жизнь.

Старший научный сотрудник

Карельского института развития образования В.Г. Кондратьев