5 ноября исполняется 60 лет со дня смерти Николая Кирилловича Чукова, потомка сказителей, сыгравшего огромную роль в развитии образования нашего края на рубеже XIX – XX веков. Он добился увеличения финансирования церковно-приходских школ в шесть раз, открытия в самых глухих деревнях Олонецкой губернии 308 библиотек!
1 февраля исполнилось 145 лет со дня его рождения. Дата прошла незаметно, а между тем это один из тех уроженцев нашего края, которыми Карелия по праву может гордиться. К настоящему времени опубликован ряд материалов о деятельности Н.К. Чукова, в том числе монография протоиерея Владимира Сорокина. В советское время фигура Н.К. Чукова упоминалась редко и, как правило, в негативном контексте. Между тем его роль в развитии образования нашего края на рубеже XIX – XX века очень велика. Отметим большую роль Чукова в организации системы церковно-приходских школ. Николай Кириллович вёл разностороннюю общественную деятельность. Он является автором многих статей, связанных с проблемами школы и историей образования в нашем крае.
Н.К. Чуков прожил долгую и многотрудную жизнь, значительная часть которой связана с Карелией. Семья, из которой он происходил, имела глубокие местные корни. Многие его предки были известны как сказители. В 1871 году множество русских былин записал известный исследователь русского фольклора А. Гильфердинг от его деда Абрама Евтихиевича. Отец Н.К. Чукова Кирилл Абрамович родился в деревне Пудожская Гора Повенецкого уезда. Имея хорошие способности к грамоте и будучи от природы человеком сметливым и оборотистым, Кирилл Чуков поступил на службу к петрозаводскому купцу Скокову, а затем перебрался в губернский центр, служа приказчиком у разных петербургских купцов. Мать Николая Анна Ивановна (урождённая Барышева) из деревни Песчаное Пудожского уезда была замечательной мастерицей-вышивальщицей. К моменту рождения сына (1 февраля 1870 года) Кирилл Чуков разбогател и владел гостиницей «Онега» в Петрозаводске.
Николай Чуков учился в частной школе Ольги Васильевны Воскресенской (1876 — 1878), затем в Олонецкой губернской гимназии (1878 — 1884). В 1884 году Чуков в 6-м классе оставляет гимназию и продолжает обучение во втором классе Олонецкой духовной семинарии.
После окончания духовной семинарии в 1889-1891 годах он назначен экономом и надзирателем в Петрозаводском духовном училище. В 1891-1895 годах Н.К. Чуков – студент Петербургской духовной академии, которую с блеском оканчивает. Протоиерей Владимир Сорокин, автор монографии о жизни и деятельности Н.К Чукова, отмечает, что Н. Чуков окончил курс четырнадцатым по списку, получив степень кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания, а его кандидатское сочинение было удостоено премии.
Существенное влияние на выбор юношей духовного служения оказал Архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Павел. На всю жизнь Николаю запомнилась осанистая фигура Павла и великолепные богослужения, которые проводил архиепископ. В духовной семинарии судьба свела Чукова с Василием Казанским (впоследствии Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином), с которым они стали близкими друзьями.
Всю свою жизнь Николай Кириллович Чуков служил русской православной церкви. 45 лет он был священником, 13 лет епископом, архиепископом и митрополитом, более тридцати лет был учителем, а затем председателем Учебного Комитета Московского Патриархата. Свое пастырское служение он начал в Петрозаводске, а завершил в Ленинграде. В период с 1895-го по 1918 год он был наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии, состоял председателем Епархиального училищного совета и Совета Олонецкого епархиального училища, представителем от Духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании и Петрозаводской городской думе, руководителем семи краткосрочных курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ губернии.
В 1911 году Н.К. Чуков был избран представителем от Олонецкого земства на первый Общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве. С 1 февраля 1911 по 14 сентября 1918 года был ректором Олонецкой духовной семинарии. В период его ректорства семинария оставалась на высоком уровне и давала своим выпускникам хорошее образование. Добиваться высокого уровня образования позволяло использование арсенала средств, методов и форм обучения. Диспуты, дискуссии, творческие сочинения способствовали подготовке образованных священников и весьма сведущих в педагогике учителей. Каждый семинарист проходил педагогическую практику в образцовом училище при семинарии. Были предприняты значительные ремонтные работы: в здании семинарии со всеми ее постройками и службами было проведено электричество.
Педагогическую и пастырскую службу Николай Кириллович совмещал с множеством общественных выборных должностей и активной публицистической деятельностью на страницах губернской печати. Н.К. Чукову принадлежит «Краткий очерк истории народного образования в Олонецкой губернии в XIX столетии». Эта его работа является необычайно емкой по содержанию и дает полное представление о развитии образования губернии в этот период.
Будучи епархиальным наблюдателем Н.К. Чуков немало сделал для развития народного образования в крае. Обратим внимание читателя на то, что должность епархиального наблюдателя Н.К. Чуков занял 25 лет от роду! В 1896 году Олонецкое земство при поддержке директора народных училищ Д. Мартынова и при активном участии духовного ведомства составило план введения всеобщего начального образования в Олонецкой губернии. В 1896-1898 годах в губернии было открыто 90 новых школ, ряд из них с ночлежными приютами для детей из отдаленных деревень.
Первый план за недостатком средств к его реализации пришлось скорректировать, прежде всего в связи с отдаленностью и разбросанностью деревень. В 1898-1899 годах принимается новый, более реалистичный план. В январе 1899 года Н.К. Чуков представил губернскому земству план всеобщего образования. По его плану предстояло открыть 87 церковно-приходских школ и 136 школ грамоты (одногодичных учебных заведений, открываемых, как правило в отдаленных, малонаселенных деревнях) с финансированием от Олонецкого земства. План Н.К. Чукова не был принят, но многие его положения вошли в новый дополнительный план развития образования, составленный новым директором народных училищ Г. Поповым.
Николай Чуков добился увеличения финансирования церковно-приходских школ в 6 раз, открытия в самых глухих деревнях Олонецкой губернии 308 библиотек с общим количеством книг более 55 тысяч. При школах для взрослого населения были введены воскресные чтения. Он организовывал для учителей школ конференции съезды, курсы усовершенствования и экскурсии.
В педагогике Н.К. Чуков был сторонником изменения содержания образования в сторону его гуманизации, усиления нравственных начал и здорового патриотизма. С юношеских лет Николай Кириллович сохранил чистый, широкий взгляд на мир, чуждый сословной ограниченности. Прочел всего Ф.М. Достоевского с карандашом в руках, делая на полях книг свои пометки, любил и почитал А.С. Пушкина. Владел немецким языком в совершенстве и даже переводил древнееврейские и халдейские тексты.
В начале ХХ века на страницах губернской печати шла широкая дискуссия о достоинствах и недостатках земской и церковно-приходской школ. Н.К Чуков пишет в одной из своих статей: «Считая начальную школу законченной, требуют, чтобы она давала все, что только нужно в жизни. Но это невозможно. Какая же школа нужна народу: церковная или земская? Много указывается достоинств той и другой. Но повторяем, для народа все равно, была бы лишь хорошая школа, а о типах он спорить не будет».
Усилиями Н.К. Чукова именно в Олонецкой губернии в началу ХХ века была создана одна из лучших в России система церковно-приходских школ, и это было плодом трудов епархиального наблюдателя и директора народных училищ губернии Д. Мартынова.
После революции Н.К. Чуков был отлучен от дела народного образования. В числе многих педагогов гимназии, учительской и духовной семинарий, епархиального училища, среди которых были В.А. Богданов, Ф.Ф. Чудинов, Н.В. Курбатова, Н.М. Гостинчикова он не получил права на преподавание в советской школе. Из-за своего негативного отношения к мероприятиям советской власти он вынужден был покинуть Петрозаводск под угрозой ареста и перебраться в Петроград, где с местом его дальнейшего служения ему помог Митрополит Вениамин.
В 1919 году протоиерей Н.К. Чуков участвовал в создании Петроградского богословского института и руководил им с 1920-го по 1922 год, служил настоятелем Казанского собора – одного из крупнейших и важнейших в городе. Но недолгим было его относительно спокойное церковное служение. В 1922 году во время печально-знаменитого процесса по делу Митрополита Вениамина его посчитали опасным врагом советской власти. Он оказался среди 10 участников процесса, приговоренных к расстрелу. Вениамин и его ближайшие сподвижники были казнены (наш земляк – Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (В.П. Казанский) причислен к лику святых как новомученик Русской православной церкви), Н.К. Чуков чудом избежал казни и был приговорен к пяти годам лагерей (освобожден по амнистии через полтора года).
В 1924 году Н.К. Чуков стал ректором Богословских курсов в Ленинграде, одновременно являясь настоятелем Никольского собора. С 1925 года отец Николай возглавлял преобразованные Высшие Богословские курсы до их закрытия в 1928 году.
В 1925-1935 годах он неоднократно арестовывался по облыжным обвинениям. В 1935 году был выслан из Ленинграда в Саратов. В 1942 году отец Григорий (под таким именем Н.К. Чуков принял монашество) был возведен в сан епископа Саратовского, а затем Псковского. В год Великой Победы отец Григорий стал Митрополитом Ленинградским и Новгородским. Так 23 года спустя он сменил на этом посту своего погибшего друга Митрополита Вениамина.
В послевоенные годы усилия отца Григория были сосредоточены на возрождении духовной школы России, которой был нанесен значительный ущерб в годы гонений на Русскую православную церковь.
Как председатель Учебного Комитета Московского Патриархата он способствовал открытию новых духовных семинарий, участвовал в разработке учебных планов и программ для духовных образовательных учреждений. В эти же послевоенные годы он принимал самое активное участие в международных контактах Русской православной церкви.
Митрополит Григорий мирно скончался в возрасте 85 лет в Москве 5 ноября 1955 года.
Об авторе публикации. В.Г. Кондратьев — старший научный сотрудник Карельского института развития образования