Вот уже около трех недель фильм «Шапито-шоу» открыт для просмотра в Интернете. Оно и понятно: в России прокатной судьбы у трехчасовой ленты пока быть не может.
Дискуссия о том, стоит ли смотреть фильм, уже отшумела.
В феврале на этот счет высказался Евгений Гришковец. Он считает, что «Шапито-шоу» «запросто можно смотреть с детьми старшего школьного возраста, и с вполне пожилыми людьми, которые не потеряли интереса к жизни, но у которых есть вопросы к своим детям и внукам».
Кинокритик Леонид Павлючик в своем блоге, напротив, пишет, что «провел четыре едва ли не самых утомительных (а, увы, отнюдь не упоительных) часа в своей жизни».
Я тоже смотрела этот фильм. Признаюсь, в два подхода. До сих пор не могу сказать, понравилась мне эта лента или нет. Кажется, это качественно иное кино, которое не укладывается в обычные категории и рамки. Поэтому для себя в оценке ставлю многоточие. И надеюсь на ваши отклики и, значит, продолжение дискуссии.
Алексей Кузин, Ухта, Республика Коми, инженер: «Фильм без штампов»
— Удалось сходить на настоящий русский фильм! Идя в кинотеатр, я был подготовлен парой рецензий, но были и опасения. Во-первых, время показа более трех часов, две серии. Во-вторых, жанр неопределенный, смесь какой-то трагедии, комедии, мюзикла, психоделии. В-третьих, сюжет из четырех практически отдельных фильмов плюс несколько второстепенных, но при этом связанных между собой. На что похож этот фильм? Ни на что! Это фильм без штампов, ну, может, отдаленно в стиле русско-советских «Зеркала для героя», «Не будите спящую собаку» и, конечно, «Пыли». Смотрится на одном дыхании.
Не буду ничего говорить про игру актеров, про режиссера, про сценарий и про остальных участников, ибо я небольшой знаток кинематографа. Но сдается мне, это пахнет гениальностью. Учитывая, что из актеров я знаю только Петра Мамонова, когда даже во второстепенных сериалах снимается и участвует куда больше знаменитостей… И ещё знаю, что создатели фильма делали «Пыль» лет пять назад и некоторые актеры тоже оттуда. Прогресс при этом заметен, так держать! Кто не видел — советую посмотреть. Если есть возможность, в кинотеатре.
Натали Будет, Петербург: «Напоминает Феллини»
— Первое впечатление от фильма — светлой грусти. По хорошим людям. По Крыму. По честным порывам. Мне немножко мешали музыкальные вставки. Моменты шествия к Шапито напомнили фрагменты фильмов Феллини.
Интересно смотреть на героев историй через их движение под музыку. Потому что тело, пластика тела раскрывают внутренний мир честно. Глядя на эти переплетающиеся истории, задумываешься о том, что каждый человек видит только свою, не замечая рождающиеся и происходящие в это же мгновение миллионы других историй.
Денис Румянцев, студент медфака ПетрГУ: «Браво!»
— Как-то Раневская сказала: «За всю свою жизнь я была с разными театрами, но так и не получила удовольствия». Эта мысль меня посетила, когда я увидел на экране лицо Мамонова. То, что мне удалось посмотреть, вовсе не гениально, совсем, я бы сказал… Зато это невероятно смешно!
В последнее время я крайне редко встречаю качественно поставленные сатирические сцены в нашем кинематографе. То перегнут с лексикой, то актеров подберут так, что хоть слезы вытирай во время просмотра комедии.
Иногда кажется, что вроде и ставить-то больше нечего и говорить больше не о чем, но тут откуда ни возьмись в сознании наших постановщиков рождаются подобные идеи. Я скажу: «Браво!»
Максим Мордвинцев, учитель, Петрозаводск: «Напоминает кривое зеркало»
— «Шапито-шоу» — необычный фильм, состоящий из четырех новелл: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Но названия новелл служат лишь сюжетом для скрытого смысла, который их объединяет. Новеллы отдельно друг от друга имеют собственный смысл, но, будучи объединенными, создают новый — общий смысл.
Наверное, главная идея фильма — сравнение жизненных ситуаций с номерами в шапито: со стороны жизнь намного более комична, чем нам кажется, даже если нам в этот момент не смешно. Фильм частенько бывает очень смешным, но при этом режиссеру удается переход и от крайней комедии к крайнему драматизму. Комизм происходящего подчеркивают периодические номера из шоу, где персонажи поют нелепые песни, нелепо танцуя.
Еще одна важная идея — неоригинальность. Особенно ярко эта мысль прослеживается в последней новелле — «Сотрудничество». В каждой новелле есть схожие сцены: монолог одного героя, который называет другого героя «насекомым»; шторм; встреча в шапито. Персонажи одних новелл переживают те же чувства, что и персонажи других, не осознавая этого. Мы более похожи, чем нам кажется.
Следующая мысль фильма — мы ближе и связаннее, чем нам кажется. В каждой новелле встречаются персонажи из других новелл. В каждой новелле главные персонажи переживают свою историю, не замечая переживаний персонажей из других новелл. Тесно связаны новеллы «Любовь» и «Дружба»: и любовь, и дружба в них проявляется в экстремальных ситуациях.
Несмотря на продолжительность в три с половиной часа, фильм очень интересно смотреть. В этом заслуга в том числе и актеров. В особенности хотелось бы отметить Петра Мамонова, Дмитрия Богдана и Алексея Подольского. Петр Мамонов впервые появляется во второй новелле лишь в двух сценах, произнося всего одну фразу, но его харизмы хватает, чтобы за это экранное время выразить намного больше, чем содержание этой фразы.
Неординарный фильм, поэтому он может вызвать противоречивые чувства. Фильм многослоен: в нем можно увидеть многое в зависимости от точки зрения.
«Шапито-шоу» напоминает кривое зеркало. Не настраивайте себя, что увидите великое кино, хотя, может быть, так и окажется. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Главная мысль «Шапито-шоу» — о взрослении. «Шапито-шоу» — это символ инфантилизма, а его сжигание — символ взросления.