Восьмой фестиваль «Белые ночи Карелии» открылся 27 апреля долгожданной моцартовской программой. Столько трудностей, вплоть до последнего дня, ее сопровождало, что только невероятная увлеченность идеей концерта помогла всё преодолеть Саулюсу Сондецкису и Виктору Горину.
Концерт «Возвышенное и земное. Моцарт. Письма» стоял в афише еще год назад, но по финансовым причинам был отменен незадолго до начала фестиваля. На сей раз сомнений в том, что он состоится, не было: организатором фестиваля стала Петрозаводская государственная консерватория, ее хор и камерный оркестр Nord-WestStudium вошли в число исполнителей.
Билеты на концерт разошлись моментально. В Большой зал Петрозаводской консерватории приходит подготовленная публика, и она знала: маэстро Саулюс Сондецкис несколько лет готовил музыкально-литературную композицию по письмам и музыкальным сочинениям австрийского гения — вместе со своим единомышленником, художественным руководителем фестиваля Виктором Гориным. Решение, что письма Моцарта будет читать Андрей Денников, с самого начала было само собой разумеющимся. Для артиста это должно было стать первым выступлением после тяжелой болезни.
Еще до начала концерта, в фойе, буквально витало ожидание праздника. Публика пока не знала, что случилось непредвиденное. Андрей Денников приехал в Петрозаводск, приступил к репетициям, однако накануне концерта почувствовал себя плохо. Стало понятно, что выступить он не сможет
Выручил артист театра «Творческая мастерская» Юрий Николаев. По его словам, только утром он увидел текст, познакомился с маэстро Сондецкисом, провел одну репетицию с оркестром, а вечером уже был концерт.
Как смог Юрий Николаев в короткий срок вжиться в образ Моцарта, «любимца богов», как композитор в письме лукаво себя назвал, непостижимо! Шутливые письма отцу, игривые жене, горькие меценату, который даже не отвечает… Моцарт вскользь упоминает Сальери — и мороз по коже! И вот последнее письмо, последние слова: «Остаюсь вечно ваш. Вольфганг Амадей Моцарт».
Саулюс Сондецкис показал себя тонким режиссером. Композиция лишена академичности: в какой-то момент ожили строки письма, и маэстро перевоплотился в незадачливого дирижера, а Моцарт-Николаев стал учить его дирижировать. Это было забавно и трогательно.
Сондецкис и Горин сумели увлечь своей идеей первоклассных исполнителей — известного пианиста Евгения Михайлова и органиста Константина Волостнова, солировавшего в первом отделении. Петрозаводск может гордиться, что студенты консерватории выглядели достойно на уровне больших музыкантов. Маэстро похвалил за работу с оркестром и хором Эдуарда Зондерегера, Евгения Гурьева и Светлану Семенову.
…Овации длились долго. Слушатели подходили к исполнителям, благодарили, снимали сюжеты наши телеканалы. Это действительно незаурядное событие. В нашем журнале мы к нему еще вернемся.
Андрею Денникову — Моцарту нашего времени — желаем выздоровления и ждем его в Петрозаводске.
Фото и видео Натальи Мешковой