В выставочном зале музея-заповедника «Кижи» открылась экспозиция, посвященная традиционной культуре Поморского берега Белого моря
Мне кажется, что даже в самом полном словаре языков мира не найти слова «руссенорск» или, в переводе на русский, «моя-по-твоя». Но такой язык существовал – именно на нем общались когда-то с норвежскими купцами и рыбаками поморы, ежегодно привозившие соседям на своих карбасах рыбу, зверя. Большую часть улова они, конечно, продавали своим купцам, рыбопромышленникам, но часть отвозили за границу – в Финляндию, Норвегию, откуда везли на родину хлеб.
Первое впечатление об экспозиции «От моря дышим. Традиционная культура Поморского берега Белого моря», которая открылась в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» на Федосовой, 19, – ты попал в незнакомый, удивительный и… все же такой знакомый мир. Да и то, ведь он – рукой подать, по берегам почти родного Белого моря. Правда, экспозиция ограничена границами одного берега – Поморского, что протянулся по побережью от Кеми до Беломорска. Всего насчитывают несколько таких районов – Терский, Кандалакшский, Карельский, Онежский, Летний, Зимний.
Поэтому неслучайно выставка появилась в результате сотрудничества музея «Кижи» и Беломорского краеведческого музея «Беломорские петроглифы». Рассказывает она прежде всего об удивительных людях, живших веками на берегу сурового Белого моря, которое кормило их, которое воспитала особый поморский характер – людей цельных, самодостаточных, трудолюбивых. И гордых, с никогда не покидавшим их чувством собственного достоинства.
– Моя мама, с малых лет учила нас: никогда не просите ничего, ни перед кем не унижайтесь, – рассказывала куратор выставки, сотрудник Беломорского музея Вера Алексеевна Кротова. –Но если постучит когда в вашу дверь человек с просьбой о помощи, сделайте для него все, что только можете: значит, очень плохо ему, большая беда у него, если пришлось переступить заветную черту.
Морем дышали поморы, ему поклонялись, ему отдавали свою жизнь, часто находя в волнах его последнее пристанище. Белое море определяло их быт, традиции, обычаи, песни. Поморский карбас также легендарен, как лодка-кижанка. Даже такое обыденное дело, как заключение договора между мастером и заказчиком на постройку карбаса, превращалось в ритуал, который никогда не позволяла себе нарушить ни одна договаривающаяся сторона.
В одной из витрин выставлена обычная на первый взгляд рукавица, но такой она оказывается только на первый взгляд. Вязать подобные рукавицы для мужей, сыновей поморские женщины учились специально. Ибо на промысле, на рыбалке должна рукавица быть такой, чтобы даже мокрую, обледенелую мужчина мог быстро скинуть с руки, а потом надеть. И, может быть, не раз вспомнить свою мастерицу-жену. Подобная история у каждого экспоната.
С мая по ноябрь мужчины-поморы находились на берегу Баренцева моря, добывая рыбу и зверя. По полгода жили в промысловой избушке-тоне, которая представлена в экспозиции. Она была их вторым домом и в соответствии с этим и обустроена так. Здесь же, в экспозиции, рыболовные и охотничьи снасти, модели традиционных поморских лодок, инструменты, с помощью которых шили карбасы.
Большой раздел выставки посвящен судостроению и мореходству: Сумпосадская мореходная школа выпустила немало славных моряков и капитанов. Среди экспонатов выставки – учебник XVIII века, рукописная тетрадь одного из воспитанников мореходной школы, журнал мореплавателя с отметками таможенных служб, старинная лоция.
Но это, так сказать, мужской мир, женский совсем иной: удивительной красоты головные уборы, расшитые серебром и золотом, это ремеслу начинали учить девочек еще в детстве, расписные прялки, вышитые полотенца, красивые костюмы и украшения поморчанок. Отправив мужчин в море, поморские женщины без дела не сидели.
Один такой женский поморский костюм (мужской, кстати, тоже) представлен на манекене. А потом гости вернисажа увидели точь-в-точь такие же на участницах Поморского народного хора, который приехал на открытие выставки. Ничто не испугало их: ни плохая дорога, по которой предстоял многочасовой путь, ни домашние заботы, ни нездоровье.
Недавно в Петрозаводске прошла презентация сборника поморских песен, собранных руководителем Поморского хора Виктором Николаевичем Васильевым. Помимо фольклора, он собирает многие годы и предметы материальной культуры поморов. Когда выделили средства на новые костюмы для хора, их сшили по подлинным образцам одежды, которую носили поморки. А некоторые украшения и платки достались нынешним певицам в наследство от бабушек и матерей – в своем первозданном виде.
Сказать, что небольшой концерт на вернисаже Поморского народного хора стал его украшением, – не сказать ничего. Старинные поморские песни словно живая вода вдохнули жизнь в экспозицию. Как сказал Виктор Васильев, произошло слияние духовного и материального.
Как уже говорилось, выставка – совместный проект музея-заповедника «Кижи» и Беломорского районного краеведческого музея. Однако в экспозиции в Петрозаводске представлены экспонаты также из школьных, общественных, ведомственных музеев. Но самый весомый вклад внес музей с экзотически звучащим названием – «Хламной сарай» из старинного поморского села Нюхча. Его руководитель, она же преподаватель технологии местной школы, а по призванию исследователь-этнограф, Надежда Сергеевна Семенова была гостьей вернисажа.
«Хламной сарай» – музей молодой, он открыт в декабре 2014 года. Правда, многочисленные экспонаты, собранные к тому времени, уже многие годы хранились на чердаке дома Надежды Сергеевны. Этнографическому центру удалось выиграть грант международного фонда «Юминкеко» (Финляндия), работы по восстановлению старинного поморского дома купца Пономарева были включены в международный проект «ECHO». Несмотря на все трудности, благодаря энергии Н.С. Семеновой, ее сподвижников, старинный дом был отремонтирован и сейчас в нем разместился музей, в котором, и это признают все, хранятся уникальные предметы поморской старины. Часть их привезли в Петрозаводск.
– Жители села охотно приносят нам вещи, которые многие годы хранились в их семьях. Поморская культура еще жива у нас, – рассказала Надежда Сергеевна. Кстати, жива до сих пор и Нюхча. Есть работа на железной дороге, не развалился рыболовецкий колхоз, работает школа… Правда, если станете искать в Интернете материалы о Нюхче в первую очередь откроются публикации… о «Хламном сарае», ставшем достопримечательностью села.
Сотрудники Беломорского краеведческого музея немного посетовали, что четыре ящика с экспонатами приходится увозить обратно – экспозиционные площади не позволили показать все. Пришлось отбирать самое лучшее, интересное, значимое. И это заставляет задуматься о том, какие же богатства хранятся сегодня в наших маленьких провинциальных музеях!
– Почему поморы? Чем вызван интерес к ним музея-заповедника «Кижи»? Где точки соприкосновения двух разный музеев? – поинтересовалась я у директора музея «Кижи» Елены Богдановой.
– Совместная с Беломорским музеем выставка, – ответила она, – это начало цикла подобных выставок в Петрозаводске. Мы планируем аналогичные акции с другими районными музеями – хотим показать, как многообразна, уникальна культура народов, живущих в Карелии: в Поморье, Калевале, Пудожском районе, в Вепсском крае, в Заонежье… Чья здесь инициатива? Совместная. Музей «Кижи» готов к сотрудничеству всегда. А придя сегодня на вернисаж, я еще раз убедилась: это интересно, нужно и должно иметь продолжение.
«От моря дышим» – так назвали выставку ее организаторы-партнеры. Глотнуть глоток соленого ветра нашего северного моря они предлагают всем желающим. А, может быть, и понять – что же делает человека человеком.
Выставка будет работать до 13 марта. Принимаются заявки на интерактивную программу для организованных групп, в которую входят экскурсия и мастер-класс по изготовлению поморской козули.
Фото Валентины Чаженгиной