Не будет единственного учебника, сохранится возможность выбора.
Разработчиком стал коллектив авторов под руководством Максима Кронгауза, заведующего научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ, пишут “Известия”.
В правительство поступил проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Документ, который создавался рабочей группой под председательством спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина, станет основой для нескольких линеек учебных и методических материалов.
Будут запущены линейки учебников с 5 по 9 класс, что, по словам Максима Кронгауза, сохранит возможность выбора учителю. “То есть не будет единственного учебника, как в свое время отдельные депутаты предлагали, а сохранится возможность выбора. И это хорошо, потому что помимо всего прочего именно конкуренция учебников позволяет развивать эту область”, — цитируют “Известия” лингвиста.
По мнению лингвиста, нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения.
— Естественно, нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным, — пояснил Максим Кронгауз. — Появились новые сферы его употребления. Прежде всего интернет, конечно. Для школьников — это социальные сети, в которых они общаются. То есть возникло использование письменной формы языка для общения. Раньше школьники тоже общались письменно, это были записочки, которыми они перекидывались в классе. Но понятно, что по масштабам записки несравнимы с тем, что мы имеем сегодня. И это требует другого подхода к русскому языку. В интернете все языки развиваются иначе, чем вне Сети. Это новая реальность, которую нельзя презирать, делать вид, что ее не существует.
В новых учебниках появится раздел ”Развитие речи”, который будет построен на основе реальной коммуникации. С целью осовременивания отношения к языку к созданию учебника пригласили детского писателя. Он напишет истории, в которых будут иметь место явления, изучаемые в параграфах.
«Осовременивание» учебников пугает некоторых экспертов.
— Главное — чтобы учебники в непрофильных школах и классах не опускались до уровня мыльных опер, — высказал свои опасения первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Он посетовал, что с 1990-х годов литературу пытались превратить в литературоведение, почти игнорируя те социальные и нравственные вопросы, которые поднимаются в произведениях классиков.
— Первое, что нужно сделать, — вернуть литературе ее исконное назначение — воспитание души, — считает парламентарий.
Источник: «Известия»