Семья и дети

Учусь быть мамой. О ребёнке при ребёнке?

Старшие дошколята уже многое слышат и понимают.

Вы оглянуться не успеете, как малыш вырастет и процитирует вас не в том месте и не в то время.

Не люблю попадать на площадку, когда там многолюдно. Это создает суету, некий мамский драйв. А события между тем часто развиваются по одному и тому же сценарию. Дети играют в песочнице, особенно малыши в полтора-два года. Мамы сидят или стоят рядом, беседуют о детях. И обычно забывают, что обсуждать ребенка в его же присутствии не рекомендуется. Даже, казалось бы, маленького. Потому как дети очень быстро растут, и вы оглянуться не успеете, как малыш процитирует вас не в том месте и не в то время.

Однажды дочка моей подруги выдала в маршрутке: «Мама, у меня попа трусы съела. Сидеть неудобно!» Это было сказано звонко и четко. Высказывание Аля подхватила из разговора мамы и ее подруги. Взрослая тетя рассказывала Алиной маме о смешных выражениях своей малышки.    
   
Дети хорошо слышат то, что не обращено к ним, когда общаются между взрослыми. Как-то раз с мужем мы обсуждали, сможем ли мы поехать на отдых. Спустя несколько часов дочка и сын начали нам говорить, как они хотели бы поехать к бабушке в Москву.  Я поинтересовалась, почему возник этот разговор. Дочка ответила: «Мы же слышали, о чем вы с папой разговаривали».  А нам-то казалось, что дети увлечены игрой как никогда.

В радиопередаче на “Эхо Москвы”, посвященной книге Железникова “Чучело”, редактор “Учительской газеты” Петр Положевец заметил, что детям важно, как взрослые общаются между собой. Поэтому нам, взрослым, стоит следить за своей речью как минимум в присутствии детей. И понимать, что они нас слышат даже тогда, когда мы к ним не обращаемся. Вернее, даже тогда, когда мы к ним не обращаемся.

Забираю сына из детского сада. Обнимая меня, чуть не плача, говорит: “Больше не пойду туда!” После недолгого разговора выясняю: ребенок услышал мнение воспитателей о себе и  обиделся.

Пока еще я не знаю, как мы преодолеем эту ситуацию. В саду старшие дети не были почти четыре месяца. Для меня эта первая серьезная садиковская обида стала еще одним сигналом. К ребенку и к оценке его поведения, особенно в дошкольном возрасте, когда он становится более внимательным и чутким, стоит подходить  осторожно. Слово, сказанное в запале или с осуждением, особенно для тонко чувствующего человека, может привести к трещине в отношениях.

Не менее важно и то, что ребенок слышит от взрослых. Всегда тревожусь, когда на улице звучит бранная речь. К сожалению, она теперь повсюду — в магазинах, кафе и даже на детской площадке. Однажды дочка сказала младшему брату: “Закрой ушки, это плохие слова…” Конечно, каждый ребенок  проходит через такой этап знакомства с ненормативной лексикой. Кто-то не решается  повторить услышанное — для ребенка это просто плохие слова, а некоторые дети их активно используют. Например, в детском саду или на площадке. Как быть в этой ситуации взрослым?

Психологи обычно рекомендуют не реагировать на это слишком бурно. Достаточно объяснить ребенку, что это плохое слово, его не следует говорить такому хорошему и доброму малышу. Подробнее об этой проблеме можно прочесть здесь: http://www.child-psy.ru/rechi/281.html

Другое дело, если нецензурная брань присутствует дома или в общении старших братьев и сестер. Тогда ребенка пяти-шести лет намного сложнее будет отучить от использования дурных или модных словечек, которые  вам кажутся недопустимыми.

Очень важно, как общаются родители, бабушки, дедушки и ближайшее окружение, как и то, что малыш слышит в свой адрес от своих близких.

Для себя я вывела свою формулу общения. Признаюсь, она не далась мне легко. Все мы очень разные. Я, например,  с трудом сдерживаю свои эмоции и слова, которые иногда могут обидеть ребенка. Уинстон Черчиль говорил, что дипломат — это тот человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать.

 И второе, тоже выстраданное мною. Ребенок и без наших оценок, обычно понимает, что он делает хорошо, а что плохо. Иногда для осознания ситуации малышу стоит задать уточняющий вопрос или рассказать ситуацию о другом человеке,  который делал что-то не совсем так и непременно исправился. В общем, недирективных методов влияния на ребенка много. И это куда эффективнее, чем окрик, шлепок или угол.

Вот сказка, которая когда-то появилась в социальных сетях, а до того была опубликована в одной из новосибирских газет:  

“Жила-была как-то одна Попа! Жила она посреди квартиры в маленьких уютных штанишках. А по соседству с ней в больших штанах жил Ремешок. И узнал как-то Ремешок, что Попа часто бегает на кухню воровать сахар. Думал Ремешок, думал и решил: «Схожу-ка к Попе в гости, да узнаю, почему она сахар ворует». Пришел Ремешок в гости. Стучал в штанишки, стучал — Попа ему дверь не открыла. Так и ушел Ремешок ни с чем. Только Попа с тех пор за сахаром бегать перестала. И учится на одни пятерки”.

Мама или папа могут придумать много добрых историй с участием героев, которые дороги вашему малышу. Их можно рассказывать или показывать, проигрывать и проговаривать, обсуждать и сочинять вместе. Только итог должен быть одним: побеждают добрые и воспитанные, а те, кто плохо себя ведет, исправляются. Как в настоящей сказке.

Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой»:

«Учусь быть мамой. Если ребенок не играет»

«Учусь быть мамой. Детская комната»

«Учусь быть мамой. Игра по правилам и без»

«Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии»

«Учусь быть мамой. Сделай сам!»

Учусь быть мамой. В ожидании ребенка  

«Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся»

Учусь быть мамой. Против прогресса? 

Учусь быть мамой. Мир без стен с ветром, дождем и солнцем 

Учусь быть мамой. В ожидании врача

Учусь быть мамой. Развивающие занятия 

Учусь быть мамой. Вместе смотрим кино 

Учусь быть мамой. Песочница

Учусь быть мамой. Ловите радугу мою! 

Учусь быть мамой. Домашняя песочница