Впервые маленькая школа организовала межмуниципальную научно-практическую педагогическую конференцию с участием коллег из разных районов республики, родителей и ученых ПетрГУ.
8 апреля в малочисленной Рыпушкальской основной школе Олонецкого национального муниципального района было многолюдно. Впервые здесь в таком значительном количестве собрались педагоги из школ и детских садов Олонецкого района, из Пряжинской школы, из Пушнинской школы Беломорского района, управленцы, родители и общественность посёлка Рыпушкалица, а также ученые из Петрозаводского государственного университета. Впервые маленькая школа организовывала межмуниципальную научно-практическую педагогическую конференцию. В таком формате педагоги школы решили подвести итоги многолетней инновационной деятельности.
С 2012 года Рыпушкальская основная школа-детский сад (директор Н.В. Кюршунова) – инновационная площадка лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ работает по теме «Здоровая карельская школа. Педагогический потенциал карельской культуры в здоровьесбережении и ориентации сельских детей и подростков на здоровый образ жизни». 2016-й год – итоговый этап научно-педагогического сотрудничества, когда настала пора сбора урожая и апробации полученных продуктов в широкой педагогической общественности.
Пленарное заседание открывал доклад С.В. Горанской, кандидата медицинских наук, доцента кафедры безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий Института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ. Именно Светлана Владимировна более четырёх лет назад погружала рыпушкальских педагогов в проблематику инновационной деятельности на курсах повышения квалификации, проводившихся тогда для всего коллектива школы в модели командного обучения. Сейчас она познакомила участников конференции с новыми данными науки о здоровье и с современными тенденциями в здоровьесбережении молодежи.
Доклад О.Н. Агафоновой, заместителя директора школы, знакомил слушателей с замыслом и с результатами инноваций. Их эффективность Ольга Николаевна аргументировала статистикой снижения заболеваемости учеников школы-сада, роста активности детей, подростков, их родителей, педагогов и односельчан в спортивной и оздоровительной деятельности, фотографиями с мест множества событий, публикациями учителей и воспитателей школы во всероссийских, республиканских профессиональных изданиях, которых за прошедшее время было более десятка. Поверьте, было это весьма убедительно.
Выступление автора этих строк, куратора инновационной деятельности от лаборатории ТиПР СШ ИПП ПетрГУ, поставило акценты на здоровьесберегающей составляющей ФГОС разных уровней общего образования и на принципиальности позиции современного педагога – быть здоровым. В докладе приводились данные мониторинга сельских педагогов Карелии, проведенного лабораторией в 2015 году при поддержке РГНФ.
Три специальных мастер-класса и 22 выступления на секциях рыпушкальских педагогов и их гостей продемонстрировали находки, изюминки, ноу-хау сельских учителей и воспитателей. Например, уже готовы к изданию электронный сборник физминуток «Выходите по порядку на весёлую зарядку!» учителя А.А. Кузнецовой, сборник математических задач, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни, учителя И.В. Андреевой, идеи «мячиковой педагогики» воспитателя О.Е. Степановой. Мастер-классы и выступления Т.А. Веденеевой, Г.К. Оросовой и других коллег убедили, что потенциалы карельской культуры в созидании здоровья неисчерпаемы.
На подведении итогов конференции были намечены дальнейшие направления совместной работы. Начинается сложный этап описания, оформления, подготовки к публикации наработок педагогов, которые, как говорили участники конференции, очень нужны карельским педагогам. Тяжелый вздох прошелестел по залу: писать очень трудно… Конечно, сотрудники лаборатории теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ поддержат сельских педагогов в этой работе, чтобы МАЛЕНЬКАЯ школа достойно завершила БОЛЬШОЕ дело.
Как куратор инновационной деятельности Рыпушкальской школы хочу добавить следующее: для меня это был радостный день, когда понимаешь, что суетишься-действуешь, радуешься-печалишься, хвалишь-ворчишь-ругаешь (себя) не напрасно. Есть в этом толк! Благодарю вас, дорогие рыпушкальцы, за качественную серьезную нужную работу! Ну и за перо, коллеги!
Об авторе. З.Б. Ефлова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ
Фото Зинаиды Ефловой