Два официальных ответа уполномоченного по правам ребёнка в Карелии Оксаны Старшовой разделяют пять с половиной месяцев, однако содержание их трудно отличить между собой. Ответы для меня не только не исчерпывающие — неудовлетворительные.
Поражённая, каким образом в Медвежьегорске одержимые зудом «оптимизации» чиновники переводят музыкальную школу в разгар учебного года в запущенное, требующее ремонта здание интерната, 13 октября 2015 года я обратилась с запросом к уполномоченному по правам ребёнка в Республике Карелия Оксане Николаевне Старшовой.
Ответа не было два с половиной месяца, зато в конце этого срока меня навестили полицейские. Подробности того, как с подачи уполномоченного из-за опечатки в адресе мною занялись правоохранительные органы, можно прочитать здесь.
Несмотря на то что моя оплошность была выяснена и инцидент исчерпан, ответа от О.Н. Старшовой я так и не получила. Лишь после публикации в интернет-журнале «Лицей» Оксана Николаевна пообещала его прислать. И не только первый, но и второй ответ, о нынешнем состоянии дел. Наконец я их получила.
Два официальных ответа Уполномоченного по правам ребёнка в Карелии разделяют пять с половиной месяцев. Однако содержание их невозможно отличить друг от друга, и ответ для меня, несмотря на предположения О. Старшовой, не только не является исчерпывающим, но остаётся неудовлетворительным. Как могут удовлетворить повторяющиеся, как заклинание, общие слова о принятии комплекса мер и волшебное «находится на контроле»? Полностью ответы детского омбудсмена приведены в конце публикации.
Поэтому готовлю новый запрос в адрес уполномоченного по правам ребенка, где очень конкретно прошу ответить на следующие вопросы:
- Прошу Вас перечислить, что конкретно включал в себя комплекс мер, предпринятый Вами по результатам выездной поездки в Медвежьегорскую школу искусств в октябре 2015 года.
- Считаете ли Вы, что перевод детей в неотремонтированное и неподготовленное здание интерната в разгар учебного года нарушил их право на получение образования в достойных, соответствующих требованиям условиях?
- Если оказался невозможным планируемый перевод в здание бывшего интерната учеников художественной школы, можно ли считать решение Администрации района продуманным и подготовленным?
- Считаете ли Вы, что невозможность пользоваться концертным залом школы нарушает целостность образовательного процесса и ухудшает подготовку музыкантов?
- Когда и где в Школе искусств будет концертный зал?
- Починен ли концертный рояль Школы?
- Пожалуйста, расшифруйте Ваше выражение “Ситуация с Медвежьегорской Школой искусств находится на контроле УПР РК”.Что именно выявил Ваш контроль?
- Является ли на данный момент школа приспособленной для полноценных занятий
музыкой и живописью? - Назовите количество помещений в Школе, которые на сегодня можно использовать и
сколько использовать невозможно? - Какие конкретные шаги по ремонту здания и приспособлению его к занятиям были
приняты?Кто и в каком объёме их финансировал? - Какие работы и когда планируется провести в здании?
- Какова предполагаемая и реальная экономия бюджетных средств, полученная от
перевода музыкальной школы в здание интерната? - Если имеется экономия, то за счёт чего она появилась?
- Какие меры были приняты Главой района и начальником ГИБДД в связи с Вашим обращением к ним по обеспечению безопасного маршрута следования к Школе?
К сведению читателей. На сайте УПР РК появился, наконец, отчёт о деятельности за 2015 год на 72 страницах.
Внимательно прочитала главу о нарушении прав детей в области дополнительного образования. Есть упоминание о жалобах на нарушение прав детей в Медвежьегорске «при реорганизационных процедурах в образовательных учреждениях». Предприняты в этих случаях и поездки в районы, и встреча с заинтересованными лицами.
Одно меня крайне удивило. На 27-й странице отчёта Оксана Николаевна пишет, что «в тех случаях, где действительно имело место нарушения прав именно детей, практически в 100% случаях удалось восстановить это право». Получается, что в медвежьегорской Школе искусств уже всё хорошо?
А если ещё не всё хорошо, то, значит, Оксана Николаевна отнесла этот случай к тем, о которых пишет далее: «Однако следует особо отметить, что за рядом обращений были искажающие действительное состояние вещей факты и имело место спекулятивное использование темы «защиты детей» для достижения иных целей».
Предлагаю всем заинтересованным лицам в комментариях добавить вопросы по ситуации с Медвежьегорской Школой искусств, они будут включены в запрос, который, во избежание недоразумений, обязуюсь отнести лично по месту нахождения уполномоченного по правам ребёнка.
Ведь из ответа я узнала, что делом из-за моей досадной ошибки в адресе занимался не только участковый, но и сам … министр внутренних дел Республики Карелия! Надеюсь, личная доставка будет надёжней, не отвлекающей высокопоставленных чиновников от государственных задач, а ответ, с которым мы вас обязательно познакомим, придёт быстрее.
Полный текст ответов О.Н. Старшовой приводим ниже.
«23.10.15 исх. № 19/120
Уважаемая Юлия Германовна!
Ваше обращение в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия в интересах несовершеннолетних детей, рассмотрено.
Поскольку решение указанных в Вашем обращении вопросов находится в ведении органов местного самоуправления, а именно Администрации Медвежьегорского муниципального района, Уполномоченным по правам ребёнка в Республике Карелия была организована поездка в Школу Искусств с целью проверки степени готовности образовательного учреждения к учебному процессу, а также было проведено оперативное совещание с участием Главы Медвежьегорского района, начальником отдела образования.
По результатам выездной проверки Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия в Администрацию Медвежьегорского муниципального района был предпринят комплекс мер для предупреждения нарушения прав детей на образование.
Юлия Германовна! Благодарю Вас за неравнодушное отношение, а так же за активную гражданскую позицию в вопросах защиты прав детей. Надеюсь на взаимное, плодотворное сотрудничество в дальнейшем.
Данный вопрос остаётся на контроле в службе Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия.
Уполномоченный по правам ребёнка в РК О.Н. Старшова»
____________________________________________________
«08.04.16 исх. № 19/232
Уважаемая Юлия Германовна!
По Вашему обращению от 13.10.2015 считаю необходимым сообщить Вам, что в октябре 2015 года Уполномоченным по правам ребёнка в Республике Карелия, в интересах несовершеннолетних детей, обучающихся в Медвежьегорской Школе искусств, была организована выездная проверка, с целью предотвращения нарушения прав детей, организованному началу учебного года.
Состоялась встреча УПР РК с администрацией района, руководством учреждения, педагогами Школы искусств.
Был предпринят комплекс оперативных мер по устранению имеющихся недостатков и подготовки учреждения к работе, способствующих эффективной реализации образовательных программ дополнительного образования детей. Кроме того, УПР РК направила обращения в адрес Главы района и начальнику ГИБДД РК о необходимости принятия дополнительных мер, обеспечивающих безопасный маршрут следования к учреждению.
По данному вопросу Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия взаимодействовала с депутатом Законодательного Собрания А.В. Люшиным.
Ситуация с Медвежьегорской Школой искусств находится на контроле УПР РК.
Планируется внеплановая проверка учреждения УПР РК совместно с членами Общественного совета. Вопросы, связанные с реализацией прав детей на образование, в том числе на дополнительное, УПР РК решаются в тесном взаимодействии с Министерством образования Республики Карелия.
Юлия Германовна! Во избежание недоразумения, считаю необходимым разъяснить следующее.
В ответ на Ваше обращение, Вам был направлен исчерпывающий ответ по адресу, указанному Вами в обращении, как того требует регламент.
02 декабря 2015 года к Уполномоченному по правам ребёнка обратилась заявительница, фактически проживающая по адресу, утверждая, что к Уполномоченному не обращалась и крайне обеспокоена, что неизвестный ей заявитель использовал её персональные данные, а именно адрес её фактического проживания. Поскольку решение указанных заявительницей в обращении вопросов находится в ведении правоохранительных органов власти, а именно Министерства внутренних дел России по г. Петрозаводску, службой Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия был направлен запрос на имя Министра внутренних дел по РК. По факту поступившего обращения, УМВД России по г. Петрозаводску была организована проверка на предмет использования персональных данных, а именно адреса г. Петрозаводск, пр.Ленина, д.Х кв.Y. В ходе проверки, с целью подтверждения указанной в жалобе информации, было установлено, что Вы, при обращении на сайт Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Карелия, указали ошибочно цифры дома и квартиры.
Приношу Вам свои извинения за предоставленные неудобства. Благодарю Вас за неравнодушное отношение, а также за активную гражданскую позицию в вопросах защиты прав детей.
Уполномоченный по правам ребёнка в РК О.Н. Старшова»