«Случилось чудо!» Еще один отклик на концерт Александра Лубянцева в Петрозаводской консерватории.
У жизни в столице множество недостатков, от экологии до цен, и несколько преимуществ. Одно из них — возможность регулярно слушать в разном исполнении хрестоматийные опусы мировой музыкальной культуры. К ним относятся всегдашние фавориты конкурса Чайковского – великие фортепианные концерты Чайковского, Шопена, Грига, Рахманинова, Брамса… И в другие дни эти концерты звучат в Москве с завидной регулярностью в исполнении лучших российских и зарубежных солистов и оркестров. И вроде бы для того, чтобы еще раз услышать Первый Чайковского и Третий Рахманинова, совсем не обязательно было ехать в столицу Карелии, Петрозаводск, на состоявшийся там 11 декабря концерт: открытие Новогоднего фестиваля Молодежного симфонического оркестра Карелии. Случилось чудо: оказалось, для коллекции разных исполнений великих концертов услышанное в Петрозаводске оставляет позади многие столичные и знаменитые варианты.
Программа вечера составлена была так: П.И. Чайковский. Концерт для фортепиано № 1; С.В. Рахманинов. Концерт для фортепиано № 3. Исполнители: Молодежный симфонический оркестр Карелии совместно с Симфоническим оркестром Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио. Дирижер: Михаил Лубянцев. Солист: лауреат XIII международного конкурса им. П.И. Чайковского, лауреат специальной премии музыкальных критиков XIV международного конкурса им. П.И. Чайковского Александр Лубянцев.
Кто такой Александр Лубянцев, знают теперь не только в центрах российской культуры, но и во всем мире. Как отметил ведущий концерта, в Петрозаводске аспирант нашей консерватории играет благодаря окну между гастролями в Японии и Америке.
Такое чуткое и бережное взаимопонимание солиста и дирижера редко встретишь в столичном концертном потоке, похожем чем-то на конвейер по производству медийных событий. В случае с музицированием на сцене прекрасного концертного зала Петрозаводской консерватории свой суд вершила Любовь. Любовь к Музыке. И Музыка благодарно ответила тем же чувством.
В лингвистике существует такое понятие как реинтерпретация: есть текст и традиции его чтения и понимания. Приходит конгениальный создателю текста мастер и перечитывает его с такими акцентами и интонацией, что вдруг открываются новые смыслы, от которых мурашки по коже. Аналогичным образом и были сыграны два знаменитых концерта.
В диалоге солиста и оркестра напрочь был счищен слой пыльных традиций, которым поклоняются многие генералы музыки (вспоминаются слова одного пианиста, не пропустившего Лубянцева в третий тур XIV конкурса: «Он играл замечательно, но не бесспорно» — перл философии абсурда). Вот это преодоление вызывающей зевоту «правильности» и «бесспорности» позволило довериться музыке всецело, включиться в азартное, творческое, потрясающе увлекательное переживание всех нюансов сложнейшего, выстраданного композитором текста. И не так уж важно, что духовой состав оркестра в молодецкой удали своей иногда нарушал звуковой баланс и, увлекаясь, норовил заменить солиста. Идущие в зал энергия, драйв были что надо! Восторг и упоение благодаря внезапно разомкнутым границам, пространству чистого искусства, свободной игре не обремененного догмами и клише вдохновения, — такие эмоции редко получаешь даже в Московской консерватории, чаще в Карнеги-холл в Нью-Йорке.
Отдельный разговор про феноменальный уровень технической оснащенности и широту эмоциональной амплитуды Александра Лубянцева. Эти качества он виртуозно проявил и в программе концерта и в бисах, включавших опусы собственного сочинения.
Замечательно, что часть средств от концерта пойдет на восстановление деревянной городской церкви Святой Екатерины, сгоревшей в мае уходящего года. Церковь была построена на территории старого погоста в 1877 году к 100-летию переименования Петровской слободы в город Петрозаводск. Восстановление памятника планируется на Троицын день в 2013 году. Сейчас богослужения проходят в расположенном напротив церкви приходском доме. И на фасаде его, помимо расписания служб, висит афиша концерта Лубянцевых.
Достойно восхищения и одновременно печали лишь то, что музыкант сыграл концерт на началах благотворительности. Не нашел никаких практически спонсоров, значимой информационной поддержки. За счастье организовать Карнеги-холл в Карелии он просто выложил из своего кармана кругленькую сумму. Такая вот культурная политика.
Поруганная святыня Петрозаводска, церковь Святой Екатерины, восстанавливается в том числе и благодаря музыке