При шитье государственного кафтана ушлые молодцы так и просятся пришить хотя бы пуговицу, чтобы потом предъявить право на весь кафтан.
Никогда не была сторонником печально знаменитой концепции «Духовное возрождение Русского Севера», которое предложила обществу Корпорация развития Республики Карелия, созданная бывшим губернатором Карелии Андреем Нелидовым. И не раз высказывала свое мнение публично.
Но когда посмотрела на сайте Министерства культуры России запись заседания Рабочей группы по музейной деятельности Общественного совета по культуре при Минкульте РФ, которое состоялось 18 декабря, поняла, что вся моя критика – беззуба и несостоятельна. Ибо так скомпрометировать это самое духовное возрождение, как это сделал представивший свою концепцию помощник члена Совета Федерации, бывший заместитель председателя Законодательного собрания РК, а ныне менеджер Иван Романов, очень трудно. Правда, у меня сразу же возник вопрос: кто же все-таки автор концепции? Иван Николаевич объяснил, что это его личная работа, никто ее ему не заказывал и не оплачивал. Просто однажды он задумался, почему все-таки мелеет поток туристов в Кижи? Почему так неэффективно используются народные (федеральные) деньги? Когда как, по его мнению, поправить положение можно и должно: организовать государственно-частное партнерство, дать свободу бизнесу, который построит отели, деловые центры для проведения конференций, молодежные центры и новый храм, в которых молодежи будет прививаться духовность.
Правда, тут же вспомнила, что я об этом читала – в буклете, изданном Корпорацией развития РК. Процитирую: «Создание современного центра православной культуры на территории Кижского архипелага к 300-летию Кижского ансамбля: строительство православного храма, административного делового центра, гостиничного комплекса, этнодеревни».
Проекты этого будущего великолепия иллюстрировали красочные слайды, представленные уже И. Романовым членам рабочей группы Общественного совета при Министерстве культуры России. Картину будущего дополняли рассуждения Романова о росте потока туристов и паломников (для последних, оказывается, сегодня остров малодоступен. Более того, существует, по утверждению Романова, конфликт (?) между РПЦ и музеем). Не буду пересказывать весьма сбивчивый доклад бывшего заместителя председателя ЗС РК и нынешнего помощника члена Совета Федерации. Он изобиловал подобными сентенциями. Один из членов совета попробовал спустить докладчика с небес на землю, поинтересовавшись, как автор предполагает совместить столь грандиозные планы с одним маленьким но: строительство ведь предполагается в охраняемой зоне музея-заповедника.
Скажу честно: лично меня глубоко потряс ответ Ивана Николаевича, веско заявившего, что границы охраняемой зоны, мол, прорабатываются, он же представил только концепцию. Не знаю, огорчился ли он, когда специалисты ему рассказали, что границы уже проработаны и утверждены законодательными актами. А поскольку памятники музея находятся еще и под эгидой ЮНЕСКО, то требования к соблюдению не только российских, но и международных нормативных документов только ужесточаются. Пример? Его привел в своем докладе заместитель директора музея-заповедника Дмитрий Луговой. Вот уже несколько лет идет работа над проектно-сметной документацией на строительство входной зоны на острове, и каждый раз комитет ЮНЕСКО находит причины для отказа в согласовании. Малейшая угроза не только нашим знаменитым памятникам, но и культурному ландшафту, сохранению экологии территории вызывает законный протест. Приступая к подготовке своей концепции, г-н Романов то ли не знал об этом, то ли решил, что все можно будет решить в «процессе».
Само желание представителей бизнес-структур в развитии туризма на острове и музея-заповедника, несмотря на всю критику концепции И. Романова, не вызвала категоричного отторжения ни у членов совета, ни у представителей музея – если это участие будет в рамках законодательства. Пока же желание «поучаствовать» укладывается в другую ситуацию, которую обрисовал представитель музейного сообщества России: когда при шитье государственного кафтана ушлые молодцы так и просятся пришить хотя бы пуговицу, чтобы потом предъявить право на весь кафтан. Поэтому никого не тронуло возмущение И. Романова тем фактом, что реставрация памятников, обустройство туристской инфраструктуры на острове ведется на государственные деньги, забота об экономии которых его просто распирала.
Противостояла его идеям концепция самого музея-заповедника, в которой все было подсчитано и обосновано и выполнение которой позволит увеличить число туристов (причем, этот рост не может быть выше определенного уровня, превышение которого будет нести угрозу заповеднику), и создание этнодеревни – но на месте существования когда-то настоящей исторической деревни, и реставрацию памятников деревянного зодчество, охрану их. В этой концепции нашло место даже строительство завода по переработке мусора, а его туристы за год оставляют на острове тонны! Завершение строительства дороги до деревни Оятевщина (оно уже идет) позволит принимать туристов на острове круглый год.
К счастью, идеи г-на Романова не нашли поддержку ни у одного члена совета, при этом они поддержали программу, представленную музеем-заповедником «Кижи». При этом решающую роль сыграла отнюдь не корпоративная солидарность.
Но вот незадача: по сути, инициатива И. Романова – это отражение в кривом зеркале аналогичной концепции, разработанной уже на региональном уровне государственной структурой. С этим как быть? Тем более что где можно ее создатели (Романов в том числе) козыряют тем фактом, что концепция эта одобрена Святейшим Патриархом Кириллом и бывшим президентом России Д. Медведевым. Хотя кто же станет возражать против возрождения духовности Русского Севера? Но разве знали высокие патроны, что границы охраняемой зоны заповедника «Кижи» еще только предстоит «проработать»?
Впрочем, у каждого жителя Карелии есть возможность сформировать свое собственное мнение: на сайте Министерства культуры РФ выложен видеоролик с записью заседания рабочей группы Общественного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации (см. ниже).