Об известном дирижере Александре Дмитриеве, в 60-е – начале 70-х руководившем Симфоническим оркестром Карельского радио и ТВ.
Родился я с любовию к искусству.
А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери
Для меня до сих пор Ленинградская филармония –
мера всего высокого, самого совершенного,
любимое на земле место.
Ираклий Андроников
Так получилось, что в жизни моей я невольно следовал меткой и сладкой мысли Александра Сергеевича Пушкина, сказавшего: «Из наслаждений жизни // Одной любви музыка уступает; // Но и любовь мелодия…». Очень любя музыку, преклоняясь перед музыкантами, воплощающими нотные знаки композитора в звуки, с радостью и удовлетворением услышал однажды в устном рассказе Ираклия Луарсабовича Андроникова о Большом зале ленинградской филармонии следующее: «Я всегда вспоминаю начало одной из его (дирижера Оскара Фрида. – Ю.С.) статей: «Мои родители, – написал Фрид, – были хорошими музыкантами: отец немного играл на флейте, а мать умела слушать музыку…» (выделено мною. – Ю.С.). Как удивительно сказано! В этих словах я находил для себя невыразимое утешение».
Присоединяюсь к Андроникову. Огромное спасибо родителям моим, которые не только привили мне любовь к музыке, но и обучили умению её слушать.
Одним из самых сильных моих музыкальных впечатлений в детстве были изумительные звуки увертюры к балету Лео Делиба «Коппелия», на который меня привели родители в ленинградский Малый оперный театр, ставший на долгие годы моим любимым. Когда перед началом спектакля в зале потушили свет, в оркестровой яме появилась женщина-дирижер. Позже я узнал, что это была Ольга Берг. У меня даже захватывало дыхание, когда она повелевала оркестру играть мелодию очень красивого вальса, запомнившегося мне на долгие годы.
С тех пор дирижер ассоциируется у меня с красотой и властным изяществом. Ленинград был избалован великолепными дирижерами. На филармонической эстраде в те годы царил великий Евгений Александрович Мравинский, там же великолепно творили музыку Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс, Николай Рабинович. Позже появились талантливые Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. В Кировском театре блистали Сергей Ельцын, Константин Симеонов, рядом с ними работал и рос русский самородок, блестящий впоследствии дирижер Виктор Федотов. В Малом оперном работал выдающийся Эдуард Грикуров, очень талантливый Геннадий Проваторов. Я уж не говорю о гастролерах! Достаточно назвать Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Кирилла Кондрашина, Константина Иванова.
В этом очерке попытаюсь дать эскиз портрета одного из замечательных ленинградских дирижеров Александра Сергеевича Дмитриева, подтвердившего своим многолетним творчеством заслуженную славу советской дирижерской школы и особенно близкого мне как по притягательной художественной выразительности концертных программ, так и по подходам к творческому процессу.
А.С. Дмитриев один из славных выпускников Ленинградской-Петербургской консерватории, отметившей в минувшем году 150-летний юбилей. Это музыкант высокой культуры, больших знаний, владеющий огромным репертуаром. Он пользуется широкой и заслуженной известностью и у нас в стране, и за рубежом. Всюду концерты Дмитриева привлекают внимание как профессионалов, так и любителей музыки. Их покоряет тонкое мастерство музыканта, непогрешимый художественный вкус, серьезность и содержательность его концепций.
Попытаюсь немножко рассказать о нем, основываясь не только на известных специалистам фактах его музыкальной биографии, но и на личных впечатлениях давнего и постоянного слушателя филармонических и концертных залов Ленинграда-Петербурга.
…Большой зал Ленинградской филармонии слегка гудел, возбужденный предощущением взволнованно прекрасного. И вот слева, из-за красного занавеса, со скромным достоинством быстрым шагом, слегка пригнув голову к полу, вышел дирижер. Приветливо раскланялся, обратился к оркестру, обвел музыкантов поощрительно взволнованным взглядом. Настала тишина. Поднял руки. Из этой тишины родился еле слышный не то стон, не то шорох – си и ми контрабасов и полные печали фразы фагота – начало Шестой симфонии Чайковского, «Патетической» – введение в мир душевных смятений, жестоких страданий, страстей, взлетов, воспоминаний, которые в тот миг становились моими!.. нашими!.. – мыслями, благодарным восторгом! всех, кто сидел, кто стоял и не слушал, а вслушивался, вживался, запоминал. Дмитриев обнажал «диалектику души», неукротимое борение мыслей и чувств гениального человека.
Когда симфония истаяла в той тишине, из которой она родилась, и перед нами прошли жизнь и смерть, настала другая тишина, которая говорит о потрясении и о бессмертии… Руки дирижера медленно опустились… Тишина… Он ждал… Тишина… И вдруг все взорвалось, зал загремел, возгласы «браво!» слышались отовсюду…
После этого концерта я старался уже не пропускать выступлений этого дирижера и этого оркестра.
Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александр Сергеевич Дмитриев родился 19 января 1935 года в семье коренных петербуржцев. Отец его более 30 лет работал в заслуженном коллективе республики академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии (у филармонии два оркестра) в те годы, когда им руководил гениальный советский дирижер Евгений Александрович Мравинский.
Музыкант окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова как хоровой дирижер у знаменитого профессора Елизаветы Петровны Кудрявцевой и у профессора Юрия Николаевича Тюлина по теоретико-композиторскому отделению. После этого он поступил в аспирантуру в класс оперно-симфонического дирижирования к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, воспитавшему немало талантливых музыкантов (стоит отметить хотя бы народного артиста СССР Юрия Симонова, пятнадцать лет бывшего главным дирижером Большого театра Союза ССР, а ныне возглавляющего академический симфонический оркестр Московской филармонии, народного артиста России Станислава Горковенко, многие годы возглавляющего Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга).
Особое место в жизни Дмитриева занимает работа в Петрозаводске с симфоническим оркестром Карельского радио и телевидения (1961 – 1971). 10 лет возглавлял он этот оркестр! И оркестр здорово преобразился, став одним из сильных симфонических коллективов страны.
Александр Дмитриев на репетиции симфонического оркестра Карельского радио и телевидения. Фото из архива Карельской государственной филармонии
Александр Дмитриев и симфонический оркестр Карельского радио и телевидения в Большом зале Ленинградской филармонии. Фото из архива Карельской государственной филармонии
Александр Дмитриев (справа), карельский композитор Эдуард Патлаенко (в центре) и композитор Анатолий Луппов. Снимок сделан в 1970 году во время гастролей симфонического оркестра Карельского радио и ТВ в Казани. Из архива Э.Н. Патлаенко
В период работы в Петрозаводске Александр Сергеевич стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров (1966), прошел стажировку в Венской академии музыки и исполнительского искусства у Г. Сваровского и К. Остеррайхера, а вернувшись из Вены, был приглашен Е.А. Мравинским на стажировку в заслуженный коллектив республики.
В 1971 году он стал главным дирижером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, сменив на этом посту Юрия Темирканова. За годы работы в Малом театре (1971 – 1977) им впервые в стране поставлены оперы «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Умница» Карла Орфа и – в содружестве с режиссером Ю. Любимовым и балетмейстером О. Виноградовым – балет «Ярославна» композитора Б. Тищенко (1974).
С 1977 года и по сей день (тридцать пять лет!) Александр Дмитриев занимает пост главного дирижера Академического симфонического оркестра филармонии, опять-таки сменив здесь Юрия Темирканова, получившего место главного дирижера ленинградского Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Сейчас оба дирижера работают в одной филармонической организации, так как Ю. Темирканов после смерти Е.А. Мравинского в 1988 году стал главным дирижером первого оркестра филармонии.
За время 35-летнего сотрудничества Дмитриева с оркестром в Ленинграде-Петербурге было исполнено большое количество произведений ленинградских-петербургских композиторов, русской и зарубежной классики. Впервые прозвучали Восьмая симфония Малера, в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля, оратория Генделя «Сила музыки», «Предварительное действо» Скрябина-Немтина, монодрама Шёнберга «Ожидание». В репертуар артиста входят все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, симфонии Шостаковича, Шуберта, Моцарта, почти все оркестровые сочинения Прокофьева, Малера, Скрябина, Равеля, Сибелиуса, Шёнберга, Веберна, хоровые творения Моцарта, Верди, Рахманинова.
Много лет бывая на концертах Дмитриева, заметил, что с особым настроем он исполняет музыку Рахманинова, Чайковского, Равеля, Дебюсси, Гершвина. В памяти остались превосходные интерпретации Девятой симфонии Шуберта, Восьмой симфонии Малера, Сорок первой симфонии Моцарта (Юпитер), Четвертой и Шестой (Патетической) симфоний Чайковского, Второй симфонии и поэмы «Колокола» Рахманинова, Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, «Вальса» Равеля, «Моря» Дебюсси. Никогда не забыть исполнение народным артистом СССР В. Крайневым Второго концерта Шопена для фортепиано с оркестром, которым дирижировал Дмитриев. Эти концерты становились событиями. В каждом из них Дмитриев проявил себя как настоящий художник, трепетно отыскивающий в известных партитурах новые оттенки и расставляя новые акценты.
В репертуаре Дмитриева композиторы практически всех эпох и стилей. Неизменное внимание дирижера привлекает музыкальное богатство ХХ века. Он отлично чувствует нерв современной музыки, умеет с блеском передать ее своеобразие.
Говоря о роли дирижера в деятельности оркестра, Дмитриев подчеркивает: «Руководить большим коллективом – это одна из самых трудных задач, стоящих перед дирижером, в особенности перед главным, поскольку он отвечает за состояние своего оркестра. У каждого музыканта есть свои проблемы, жизненные трудности, может случиться плохое настроение… И задача руководителя сделать так, чтобы музыканты, взяв в руки инструмент, забывали обо всем, кроме музыки. Дирижер в этом смысле должен быть и непререкаемым авторитетом, и вдохновителем творческого действа».
Нередкие зарубежные гастроли дирижера и оркестра всегда отличаются высоким уровнем исполнения и собирают очень хорошие отклики. Приведу несколько из них.
«Ленинградские музыканты исполнили это произведение (Десятую симфонию Шостаковича. – Ю.С.) с предельной силой и выразительностью, как бы рисуя причудливый пейзаж, оживляя каждую живописную деталь партитуры и не теряя при этом ощущения формы. У слушателей буквально «волосы вставали дыбом» от неистового аллегро, за которое стоило бы поклониться исполнителю на малом барабане. Слишком многие западные дирижеры заставляют звучать эту музыку с чрезмерной силой, будто бы отождествляя вульгарное буйство с эмоциональной убежденностью. Большое спасибо Дмитриеву, который показал нам, как ее нужно исполнять» (Чикаго. «Чикаго Трибюн», 13 октября 1987 г.).
«Показав вдохновенную оркестровую мощь и отточенность, этот большой оркестр под управлением в высшей степени одухотворенного Александра Дмитриева совершенно заворожил своих многочисленных слушателей!» («The Hexagon», Великобритания, 2004).
«Исполнение Второй симфонии Рахманинова Санкт-Петербургским симфоническим оркестром под управлением дирижера Александра Дмитриева касалось самых нервов музыки» («The Herald», Великобритания, 2004).
«Бог Троицу любит: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии был последний раз в Зальцбурге в 1981 году. А теперь наши гости приехали на два дня под управлением своего главного дирижера Александра Дмитриева, все еще питающего слабость к музыке Мориса Равеля. Тогда в программе стояли «Благородные и сентиментальные вальсы», на этот раз – «Испанская рапсодия». Проникающее в суть произведения исполнение, красивейший звук, несмотря на то, что это была, так сказать, «пьеса для разогрева» (DrehPunktKultur.atl», Австрия, 2009).
А вот высказывание композитора Андрея Петрова, много лет сотрудничавшего с оркестром Дмитриева: «Для современного композитора, пишущего симфоническую музыку, трудно себе представить интерпретатора лучше, чем симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Потому что артисты этого коллектива свободно ориентируются во всем разнообразии стилей и приемов, которые породил щедрый ХХ век» (1981).
Осенью прошлого года оркестр Дмитриева совершил очередное музыкальное турне по Великобритании, вновь собрав большое количество положительных рецензий.
Высокий уровень исполнения оркестром разнообразных произведений под управлением Дмитриева достигается в том числе особо трепетным отношением дирижера к репетиционной работе. Как и Мравинский, Дмитриев любит и умеет вести подготовительную работу с оркестрантами, многократными доброжелательными указаниями и повторами на репетиции добиваясь требуемого ему результата. Это, кстати, сразу слышно на концерте. Тщательность отделки произведения приводит к выверенности темпов, подчеркиванию нюансов и к превосходному балансу звучания.
В 90-е годы жизнь оркестра, как и большинства других музыкальных коллективов страны, была нелегкой. Трудности необходимого финансирования филармонии даже привели к появлению разговоров о целесообразности самого существования оркестра Дмитриева. Некоторые из выросших как грибы после дождя многочисленных изданий позволяли себе публиковать неграмотные рецензии на концерты, что не могло не вызвать справедливой обиды музыкантов. Но, как говорится, правда победила. Мне приятно сознавать, что в поддержке оркестра известными деятелями музыки и композиторского дела был и мой вклад как представителя академической науки.
Александр Сергеевич Дмитриев имеет один недостаток – он очень скромен. Как-то в разговоре с Андреем Павловичем Петровым мы коснулись темы поощрения деятелей музыки. Поразмыслив, я решил направить в адрес филармонии обоснованное предложение от лица научно-педагогической общественности выдвинуть Дмитриева на соискание Государственной премии России в области музыкального искусства за программы последних лет. Свою поддержку этой идее оказали художественный руководитель филармонии Юрий Хатуевич Темирканов и А.П. Петров. Делу, как говорится, был дан ход. Город поддержал это предложение. И вот в 2001 году А.С. Дмитриев к радости петербургской музыкальной общественности стал лауреатом Государственной премии, которой заслуживал, на мой взгляд, давно.
Много лет А.С. Дмитриев ведет педагогическую работу как профессор Ленинградской-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Им подготовлено немало известных дирижеров (в числе его учеников В. Альтшулер, А. Аниханов, А. Борейко, А. Штейнлухт, С. Калагин). Меня, как и многих любителей музыки, огорчает только то обстоятельство, что равной себе замены в будущем у профессора Дмитриева на посту главного дирижера оркестра пока нет…
В течение многих лет в 90-е годы А.С. Дмитриев возглавлял симфонический оркестр города Ставангера в Норвегии. В числе почетных наград музыканта, кроме звания лауреата Государственной премии России, звание народного артиста СССР, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «За заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность», премия правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.
Жизнь так сложилась, что мне довелось познакомиться и даже подружиться со многими известными музыкантами нашей страны. При мысли об оркестре под управлением Александра Сергеевича Дмитриева в душе возникает светлое чувство благодарности за новые музыкальные открытия и многолетние удовольствия, получаемые в Большом зале филармонии имени Д.Д Шостаковича на их концертах. О чем я и постарался исповедаться в этом очерке.
Юрий Сидоров, профессор, доктор технических наук