О премьере «Когда чувства есть…» по произведениям А. Киви и М. Йотуни в Национальном театре Карелии. Режиссер-постановщик, автор инсценировки и художественного оформления Тарья-Лииса Квинтус, Финляндия.
Необходимость спектаклей по финской классике, да еще в постановке финских режиссеров, можно и нужно приветствовать. В истории Национального (Финского) театра подобное, хотя и не так часто, случалось и иногда приносило заслуженный успех. Так что на «Чувства» я шел в ожидании чего-то ностальгически народного в духе нашего Финского театра, скорее всего 1950-х годов. Именно что-то такое я и получил как зритель. И чувства мои оказались смешанными.
Спектакль состоит из пяти новелл, посвященных женщинам и их весьма своеобразной на наш русский глаз и слух любви по-фински.
Историям сопутствует сценографический минимализм, но именно из-за него ковер и котел со свадебной кашей мне показались лишними.
Костюмы начала XX века не только подчеркивают характеры героинь, но и в меру этнографичны (у Вииа и служанки жены священника). Белье, которое развешивает Вииа (Юлия Куйкка), тканые половички оттеняют время, показанное на сцене.
Спектакль, на мой взгляд, исключительно неровен и безансамблев. Разве что в самом начале в прекрасно сделанном монологе Юлия Куйкка составляет ансамбль с … развешанным на веревке бельем. Эта довольно длинная и странная история о предательстве своей, скорее всего вечной, любви за 10 марок, держит зрителя в напряжении.
Во второй сцене трогательно юная мамаша (Людмила Исакова) оставляет ребеночка хозяйке пансиона (Наталья Алатало), столь зловеще окарикатуренной, что только дурак не увидит, что завтра же тетка ребеночка и прикончит. Столь же карикатурна и вдова священника (Тамара Воронова), выдающая свою дочь за священника, рисуясь идеальной женой перед своей служанкой (Алена Калинина).
И уж совсем в патовую ситуацию ставит себя столь же мерзкая любительница Петра Первого госпожа Мююри (Ольга Портретова). От ее служанки (Александра Анискина) требуется правдивый ответ на вопрос: был ли ночью у нее в комнате мужчина? Необходим правдивый ответ, а еще лучше ложь. Если служанка скажет правду, то монархистка тут же ее выгонит, если же она солжет, то ее оставят на месте. Отношения между служанкой и госпожой таковы, что невозможны ни правда, ни ложь.
В последней новелле в характерной роли господской Евы вновь появляется Юлия Куйкка. И снова повеяло карикатурой. Хотя, на мой взгляд, жуткую фурию актриса играет столь же искренне, как и служанку Вииа. Новая героиня актрисы любит по-фински всех страннее. Зачем ей было уезжать из имения с портным Аапели (Владимир Матвеев) под улюлюканье дворни, соглашаясь выйти за него замуж, взяв от него обручальное кольцо, а потом устраивать жениху и всем присутствующим дикие сцены и в конце концов снова сбежать в имение? Ведь искренне любит ее именно Аапели. Любви портного веришь и сочувствуешь, хотя актер, казалось бы, никак особо внешне не подчеркивает свои чувства. Он просто любит Еву.
Мне как зрителю, наверное, спектакль понравился бы больше, если бы выводы о некой ущербности героинь делал бы я сам, а не сами дамы грубо мне на нее намекали. Смогла же это сделать Юлия Куйкка в роли Вииа.
Режиссура спектакля, на мой взгляд, не ностальгична, а чуть ли не реально возвращает нас в театр 1950-х годов. Хорошо это или плохо – не мне судить. Пусть оценят спектакль зрители.
Фото Марии Курило, Национального театра РК