Подобного ажиотажа в научной библиотеке ПетрГУ не видывали.
Все стулья заняли уже за сорок минут до начала встречи с известным богословом, миссионером и популярным блогером. Вновь прибывающие рассредотачивались по залу, вставали у стен, вскоре буквально ногу негде было опустить, молодежь и люди далеко не студенческого возраста стали устраиваться прямо на ступеньках.
Когда отец Андрей появился в библиотеке и увидел, что творится, тут же уселся прямо на ступеньки рядом со студентами. Все зааплодировали. Президент ПетрГУ Виктор Васильев не остался за столом, напоминающим президиум, развернул стул и сел лицом к гостю.
Отец Андрей начал со своего отношения к Татьяниному дню («у меня приступ шизофрении в этот день»), перейдя к теме университетского образования вообще («принцип университетского образования – знать все о немногом и немного обо всем») и теологического в особенности. Он с сожалением заметил, что сегодня студсовет Санкт-Петербургского университета высказался против факультета теологии, хотя такой факультет есть во всех европейских университетах – рассуждения отца Андрея по этому поводу на нашем видео.
Виктор Лебедев: «Я в Бога не верю…»
Вопросы задавали как студенты, так и явно не университетская публика. Первые два задал Виктор Лебедев, выпускник медфака, сразу пояснив, что не верит в Бога. Он поинтересовался, есть ли область в социальной жизни, куда церковь не должна проникать и где окажется Бог, если наука объяснит человека?
Ответы отца Андрея на нашем видео
Острые, а порой и хулиганские суждения, отсутствие черно-белых оценок, нестандартный ход мысли отца Андрея при ответах даже на неинтересные или примитивные вопросы – таковых, увы, было многовато – часто вызывали аплодисменты и смех.
Так, когда неизбежно затронули тему часов патриарха Кирилла, отец Андрей, заметив, что действия патриарха не комментирует, вспомнил известный английский детский стишок:
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре.
Еще один неизбежный вопрос – о папе римском Бенедикте XVI. Кураев назвал его отречение «великим поступком великого человека».
Некоторые высказывания Андрея Кураева:
«В России интеллигенция по сию пору поразительно невежественна в религиозных вопросах».
«В религиях мира нет ничего бессмысленного».
«По Конституции у нас социальное государство, а в реальности жесткое классовое расслоение».
«О религии нужно судить по святым, по вершинам».
«Я не совсем идиот, хотя кажусь таковым иногда».
«В реальной жизни видим примеры несвятого поведения, в том числе и моего».
«Попы такие толстые, потому что такие бедные – нет денег на фитнес-клубы».
«Один из главных недостатков РПЦ сидит перед вами – можете заценить».
Известный своими парадоксами, отец Андрей на прощание один из них подарил Петрозаводскому университету:
– Русская православная церковь глубоко больна. Аллилуйя! (Все оторопели. – Н.М.) Значит, она жива – труп не болеет. Церковь болеет – это муки апокалипсиса или переходный возраст? У нас зубки режутся, только 20 лет живем в условиях свободы совести. Христианская история только начинается! Не спешите нас хоронить – есть у нас еще дома дела!
Полтора часа пролетели незаметно. Отец Андрей еще какое-то время раздавал автографы на своих книгах, отвечал на вопросы. Когда он покидал библиотеку, ему пришлось протискиваться через очередь желающих купить его книгу «Дары и анафема». Разлетелась книга быстро, всем не хватило.
Фото и видео Михаила Мешкова