Догадалась подойти совсем близко и из его поднятых рук взяла телефон. Помню этот облегченный вздох ребенка…
Наше сотрудничество с Карельским союзом защиты детей продолжилось и в новом году. Надежда Павлова предложила провести тренинги по социальному проектированию с воспитанниками и педагогами детских домов Карелии. В предпоследнее воскресенье февраля 26 ребят в возрасте 13-16 лет, шестеро педагогов детского дома №2 Петрозаводска, три волонтера из творческой группы «Школа №45», представитель Карельского Союза защиты детей стали участниками Дня социального творчества.
…Спустя неделю с девчонками-волонтерами мы делились своими впечатлениями. Одна отметила идеальную подготовку помещения, другая – как много ребят собралось на занятие, третьей понравилось быть тренером в группе.
Рассказала им о Маше, которая подошла ко мне после чаепития и прочитала стихотворение из фильма «Брат», просто так, на память. О мальчишке, забежавшем в зал во время перерыва и схватившем мой мобильный телефон, который он ни за что не хотел отдавать воспитателям. Приглядевшись к нему, заметила, что он хочет отдать мне телефон, но его желанием мозг не руководит. Впервые увидела, как ребенок не может отдать не потому, что не хочет. Он нашел выход, издалека сказал мне: «Давай я тебя сфотографирую».
Я позировала, он фотографировал, догадалась к нему подойти совсем близко и из его поднятых рук взяла телефон. Помню этот облегченный вздох ребенка. Мне пояснили: «Вы на него не обижайтесь, у него сейчас период такой – обострение болезни». Я не обижалась, я в душе почти рыдала от бессилия ему помочь.
Ривинский урок
Что такое проект? Какие необходимые шаги нужно сделать, чтобы он получился? Можно ли алгоритм создания проекта использовать в любой другой жизненной ситуации? Как помогает социальное творчество стать более уверенным в жизни?
Условно наше занятие можно было разделить на два этапа. Форма работы на первом этапе изучения основ теории проектной деятельности – Ривинский урок.
Использование метода А.Г. Ривина, в основе которого лежит идея взаимного обучения, значительно сократило время на изучение воспитанниками и педагогами теории проектной деятельности. С Ривинским уроком была знакома давно, еще в школьные годы на городских школах комсомольского актива мы организовывали такие уроки.
Краткое изложение 1 этапа работы:
– первоначальное освоение теории по теме «Что такое проект?» в группе.
Группам задавались вопросы, требующие смекалки и сообразительности, ответ на вопрос являлся пропуском, разрешающим получить часть теории – термин, отражающий одну из частей проектной деятельности, и его объяснение. Все термины вручались последовательно, чтобы дети запоминали очередность этапов в создании проекта.
Получив термин, группы самостоятельно изучали его определение, приводили примеры; изучив содержание термина, отвечали на следующий вопрос викторины и получали следующую часть теории для изучения – новый термин.
Каждая группа продвигалась по своему маршруту времени, исходя из возможностей освоения теории группой. К концу викторины все группы знали, из каких частей состоит проект, у детей и педагогов сложилось первое общее представление о тех шагах, которые необходимо сделать, чтобы создать проект.
– «прием гостей», то есть другой группы. Группы по очереди делились информацией, приводили свои примеры, иллюстрирующие содержание происходило взаимообогащение, уточнение усвоенной теории.
– закрепление полученной информации с помощью ее представления в художественном образе – 4 группы представляли ответ на вопрос: «Что такое проект?» в виде инсценировки сказки «»Репка», представления матрешки, дерева, цветка. Образное представление частей проекта показало, что ребята и педагоги уже свободно владеют изученным материалом.
Итак: оглашение ребенком информации и обсуждение ее в группе, приклеивание на ватман и прочтение собранного текста, рассказ гостевой группе и прослушивание информации гостевой группы, подготовка и представление теории проекта в художественном образе способствовали шестикратному повторению теоретических основ проектной деятельности, надежному закреплению в памяти детей и педагогов полученных знаний.
Благодаря применению метода А.Г. Ривина теория 27 учебных часов, отведенных на эту работу в школе, воспитанниками детского дома№2 была освоена за 2,5 часа.
Ввод в проблемную ситуацию, мозговой штурм, создание проекта, презентация продукта, рефлексия осуществлялись на втором этапе в ходе создания социально-ориентированного проекта «Наша дворовая территория».
– ввод в проблемную ситуацию:
Мой вопрос участникам: «Какие места вам больше всего нравятся в детском доме?» Дети назвали несколько комфортных для них мест.
Мой вопрос участникам: «Какие места в детском доме вы хотели бы изменить?» Назвали несколько таких мест.
Вместе мы выбрали дворовую территорию объектом нашей заботы.
– мозговой штурм
Участники предложили свыше 40 идей по изменению дворовой территории. Обобщив все идеи, вместе мы обозначили новые три проектные зоны – садово-парковую, спортивно-оздоровительную и театрально-танцевальную.
Каждая группа сделала свой выбор проектной зоны и определила для нее конкретную часть дворовой территории.
– создание проекта, презентация, рефлексия.
Ориентируясь на только что изученный теоретический материал, группы проделали ряд обязательных проектных шагов и создали проекты на бумаге. Затем каждая группа организовала презентацию созданных проектов. Идеи проектов оказались жизненными, реальными для воплощения. Состоялась хорошая дискуссия «оптимистов» и «пессимистов».
Я акцентировала внимание на формах поиска финансового обеспечения проектов, а потом задала вопрос: «Предположим, спонсоры вам дадут 100 процентов средств на реализацию проекта вашей мечты, но 25 процентов вы по договору, заключенному с ними, должны будете вернуть в течение 5 лет. Как использование вашей дворовой территории поможет эти деньги заработать?»
Отметила для себя, что ребята с удовольствием включились в обсуждение. На подведении итогов некоторые детдомовцы откровенно говорили о том, что когда узнали, что занятия займут столько времени, думали, что не выдержат, а вот сейчас им еще хочется так поработать.
И ребята, и педагоги стремились приобрести опыт социального творчества, получить алгоритм действий в разрешении любой жизненной ситуации.
Они теперь знают:
– что такое ситуация реальная и желаемая, могут определить противоречие между реальной и желаемой ситуациями;
– обозначить проблему, поставить цель и определить задачи;
– наметить план деятельности, определить конкретные сроки исполнения;
– выбрать ресурсы и подойти к намеченному результату в виде конкретного созданного ими продукта проектной деятельности;
– умеют подготовить его презентацию.
Надеюсь, полученные знания ребятам и педагогам пригодятся, они сумеют ими воспользоваться в жизненных ситуациях.
Руководство детского дома №2 Петрозаводска хорошо подготовило помещение для работы, привлекло большое количество детей и педагогов, организовало чаепитие, всегда откликалось на мои просьбы в ходе занятий. Работать было очень приятно.