Светлана Артемьева

«Давай я тебя сфотографирую»

Фото автора

Догадалась подойти совсем близко и из его поднятых рук взяла телефон. Помню этот облегченный вздох ребенка…

Наше сотрудничество с Карельским союзом защиты детей продолжилось и в новом  году. Надежда Павлова предложила провести тренинги по социальному проектированию с  воспитанниками и педагогами детских домов Карелии. В предпоследнее воскресенье февраля 26 ребят в возрасте  13-16 лет,  шестеро педагогов детского дома №2 Петрозаводска, три волонтера из творческой группы «Школа №45», представитель Карельского Союза защиты детей стали  участниками  Дня социального творчества.

…Спустя неделю с девчонками-волонтерами мы делились своими впечатлениями. Одна отметила идеальную подготовку помещения, другая – как много ребят собралось на занятие, третьей  понравилось быть тренером в группе.

Рассказала им о Маше, которая подошла ко мне после чаепития и прочитала стихотворение из фильма «Брат», просто так, на память. О мальчишке, забежавшем в зал во время перерыва и схватившем мой мобильный телефон, который он ни за что не хотел отдавать воспитателям. Приглядевшись к нему,  заметила, что он хочет отдать мне телефон, но его желанием мозг не руководит. Впервые увидела, как ребенок не может отдать не потому, что не хочет.  Он нашел выход, издалека сказал мне: «Давай я тебя сфотографирую».

Я позировала, он фотографировал, догадалась к нему подойти совсем близко и из его поднятых рук взяла телефон. Помню этот облегченный вздох ребенка. Мне пояснили: «Вы на него не обижайтесь, у него сейчас период такой – обострение болезни». Я не обижалась, я в душе почти рыдала от бессилия ему помочь.

 

Ривинский урок

 

Что такое проект? Какие необходимые шаги нужно сделать, чтобы он получился? Можно ли  алгоритм создания проекта  использовать  в   любой  другой жизненной ситуации?  Как помогает социальное творчество стать более уверенным в жизни?

 

Условно наше занятие можно было разделить на два этапа. Форма работы на  первом этапе изучения основ теории проектной деятельности – Ривинский урок.

 

Использование метода А.Г. Ривина, в основе которого лежит идея взаимного обучения, значительно сократило время на изучение воспитанниками и педагогами теории проектной деятельности. С Ривинским уроком была знакома давно, еще в школьные годы на городских школах комсомольского актива мы организовывали такие уроки.

 

Краткое изложение 1 этапа работы:

– первоначальное освоение теории по теме «Что такое проект?» в группе.

Группам задавались вопросы, требующие смекалки и сообразительности, ответ на вопрос являлся пропуском, разрешающим получить часть теории – термин, отражающий одну из частей проектной деятельности,  и его объяснение. Все термины вручались последовательно, чтобы дети запоминали очередность этапов в создании проекта.

Получив термин, группы самостоятельно изучали его определение, приводили примеры; изучив содержание термина, отвечали на следующий вопрос викторины и получали следующую часть теории для изучения – новый термин.

Каждая группа продвигалась по своему маршруту времени, исходя из возможностей   освоения теории группой. К концу викторины все группы знали, из каких частей состоит проект, у детей и педагогов сложилось первое общее представление о тех шагах, которые необходимо сделать, чтобы создать проект.

 

– «прием гостей», то есть другой группы. Группы по очереди делились информацией, приводили свои примеры, иллюстрирующие содержание  происходило взаимообогащение, уточнение усвоенной   теории.

 

– закрепление полученной информации с помощью ее представления в художественном образе – 4 группы представляли ответ на вопрос: «Что такое проект?» в виде инсценировки сказки «»Репка», представления матрешки,  дерева, цветка. Образное представление частей проекта показало, что ребята и педагоги уже  свободно владеют изученным материалом.

 

Итак: оглашение ребенком информации  и  обсуждение ее в группе, приклеивание на ватман и прочтение собранного текста, рассказ гостевой группе и прослушивание  информации  гостевой группы,  подготовка  и представление теории проекта в художественном образе способствовали  шестикратному повторению теоретических основ проектной деятельности, надежному закреплению в памяти детей и педагогов полученных знаний.

 

Благодаря применению метода А.Г. Ривина теория 27 учебных часов, отведенных на эту работу  в школе,  воспитанниками детского дома№2 была освоена за 2,5 часа.

 

Ввод в проблемную ситуацию,  мозговой штурм, создание проекта, презентация продукта, рефлексия осуществлялись на втором этапе в ходе  создания  социально-ориентированного  проекта «Наша дворовая территория».  

 

– ввод в проблемную ситуацию:

Мой вопрос участникам: «Какие места вам больше всего нравятся в детском доме?» Дети назвали несколько комфортных для них мест.

Мой вопрос участникам: «Какие места в детском доме вы хотели бы изменить?» Назвали несколько таких мест.

Вместе мы выбрали дворовую территорию объектом нашей заботы.

 

– мозговой штурм

Участники предложили свыше 40 идей по изменению дворовой территории. Обобщив все идеи, вместе мы обозначили новые три проектные  зоны – садово-парковую, спортивно-оздоровительную и театрально-танцевальную.

Каждая группа сделала свой выбор проектной зоны и определила для нее конкретную часть дворовой территории.

 

– создание проекта, презентация, рефлексия.

Ориентируясь на только что изученный теоретический материал, группы проделали ряд обязательных проектных шагов и создали проекты на бумаге. Затем каждая группа организовала презентацию созданных проектов. Идеи проектов оказались жизненными, реальными для воплощения. Состоялась хорошая дискуссия «оптимистов» и «пессимистов».

 

Я акцентировала внимание на формах поиска финансового обеспечения проектов, а потом задала вопрос: «Предположим, спонсоры вам дадут 100 процентов средств на реализацию проекта вашей мечты, но 25 процентов вы по договору, заключенному с ними, должны будете вернуть в течение 5 лет. Как использование вашей дворовой территории поможет эти деньги заработать?»

 

Отметила для себя, что ребята с удовольствием включились в обсуждение. На подведении итогов некоторые детдомовцы откровенно говорили о том, что когда узнали, что занятия займут столько времени, думали, что не выдержат, а вот сейчас им еще хочется так поработать.

И ребята, и педагоги стремились приобрести опыт социального творчества, получить алгоритм действий в разрешении любой жизненной ситуации.

Они теперь знают:

– что такое ситуация реальная и желаемая, могут определить противоречие между реальной и желаемой ситуациями;

– обозначить проблему, поставить цель и  определить задачи;

– наметить план деятельности, определить конкретные сроки исполнения;

– выбрать ресурсы и подойти к намеченному результату в виде конкретного созданного ими продукта проектной деятельности;

– умеют подготовить его презентацию.  

Надеюсь, полученные  знания  ребятам и педагогам пригодятся,  они сумеют ими воспользоваться в жизненных ситуациях.

Руководство детского дома  №2 Петрозаводска хорошо подготовило помещение для работы,  привлекло большое количество детей и педагогов, организовало чаепитие, всегда  откликалось на мои просьбы в ходе  занятий. Работать было очень приятно.

 

 

 

 

 

  • Светлана Станиславовна

    Домашние или детдомовские дети — для меня разницы нет. Примут или не примут -вот в чем вопрос. Это зависит и от настроя работников детского дома, и от личности и содержимого(с чем пришел) гостя. Содержимое должно быть интересным участникам. Сами дети — народ требовательный, но миролюбивый. Я почти всегда говорю в той или иной форме, что если они мне помогут, то у нас все получится. Мне говорили,что бывали случаи, когда не получалось общение. Пока все идет хорошо.
    А форма… форма приходит по наитию души…либо придумывается, либо берется из копилки опыта.Следующий тренинг может быть одет в другую одежду,но нет ничего более быстрого в моей копилке,чем эти уроки. В сердцевине будет ривинский урок-слишком велико содержание,которое необходимо освоить.

  • Мария Голубева

    Светлана Станиславовна, а из каких форм работы с детьми Вы выбирали? Что еще можно было провести с ребятами в данных условиях еще?

    Я понимаю, что тексты о поездках в детский дом — это рассказы о том, как можно организовать тренинг в разных условиях с разными по возрасту детьми. Медвежьегорск — Вы играли и рефликсировали с детьми, Пяозеро — коммуникативная игра с рефлексией, Кондопога — коммуникативная игра и рефлексия. А сейчас — Ревинский урок. У меня было внутреннее ощущение, что игра — с детьми, которых видишь впервые — только это поможет педагогу, который, скорее всего, приехал в детский дом впервые. Как оказалось, форм работы может быть больше? Так ли это?

  • Светлана Станиславовна

    Ученица 45 школы, присутствовавшая при моем разговоре с Надеждой Георгиевной, невольно воскликнула: «Мы эту тему год проходили, не понимаю, как можно за одно занятие это сделать!»

    Провела свой собственный «мозговой штурм» и нашла в моем запаснике опыта волшебный ключик — «Ривинский урок».

    Была идея вместо викторины провести игру «Остров сокровищ», но для этого нужно было приехать в детский дом предварительно. Я же умудрилась подвернуть ногу, пришлось быстро придумывать иную форму.

    Да, Мария, не зная ни состава аудитории, ни его возможностей, всегда волнительно. Это мое четвертое знакомство с новым детским домом. И каждый раз, как в первый класс!

  • Владимир Малегин

    Еще раз убедился, что «Школа Св. Артемьевой» должна стать доступной для всех детей Карелии.Какой эффект!Наиболее сложная категория учеников-воспитанники детских домов справились с поставленной задачей в десять раз быстрее, чем предусмотрено нормативом!А главное «…полученными знаниями они сумеют воспользоваться в жизненных ситуациях.» Это ТРИЗ !
    Специалисты министерства образования…где вы?

  • Мария Голубева

    Светлана Станиславовна, а почему был выбран именно Ривинский урок? Интересно из чего Вы выбирали, когда готовились к тренингу? Был ли другой сценапий для этой встречи? Это ведь такая ответственность — вести занятие с детьми, к которым приходишь первый раз…