В Национальном музее Карелии состоялась презентация нового альбома журналиста, издателя, редактора, дизайнера и фотохудожника Михаила Скрипкина.
Альбом «Сказки Русского Севера» увидел свет в декабре 2012 года. Мартовская же презентация и небольшая выставка работ была приурочена к его 45-летию. И хотя принято чествовать и одаривать виновника торжества, на этот раз он сделал подарок сам. Разнообразен был круг почитателей творчества М. Скрипкина, пришедших на презентацию, – журналисты и художники, ученые и чиновники, музейщики и писатели.
Михаила Скрипкина (справа) поздравляют журналист Вениамин Слепков (слева) и художник Владимир Лобанов
Последнее время Скрипкин не так часто напоминал о себе – выставками, новыми изданиями. Возможно, это связано с его новой работой – с прошлого года М. Скрипкин возглавляет издательский отдел Соловецкого музея-заповедника. Однако, судя по новому альбому, именно Соловки дали новый импульс для творчества.
Знаменитые на весь мир острова нашего Русского Севера — Соловки, Валаам, Кижи — Скрипкин снимал много раз, как и другие фотохудожники, но в «Сказках Русского Севера» среди 170 фотографий большинство новых, немалое число из них сделано именно на Соловках. Это не повторение пройденного, а, скорее, новый взгляд на уже знакомое, близкое, дорогое, который заставляет искать новые образы, пристальнее присмотреться и увидеть прекрасное в том, мимо чего еще недавно проходил.
Золотой луч (слева). Здесь снимали фильм «Остров» (справа)
Дом Ошевнева в Кижах
Бессонница
Новые технологии и доступность фотоаппаратуры сделали фотографию всеобщим увлечением – Интернет заполнен тысячами пейзажей, видов городов, изображениями кошек и собак, цветов и женщин. Чаще это просто красиво. Так сказать, из серии «Красивше не бывает». Как же отличить настоящую работу фотохудожника от просто красивой картинки? Наверное, по тому, насколько долго впечатление от увиденного остается в вашей душе, насколько созвучны чувства и мысли автора тем, кто смотрит его работы. Чего-чего, а красивости работы Михаила Скрипкина и в этом альбоме начисто лишены. Хотя многие из них просто прекрасны, это работы художника, у которого вместо кисти в руках фотообъектив.
Мы знакомы с Михаилом Сергеевичем давно, я не раз брала у него интервью. И каждый раз меня удивляло в нем огромная работоспособность, бездна идей и жажда деятельности. Ему интересно многое, поставив перед собой цель, он делает все, чтобы ее добиться. И так во всем, чем бы он ни занимался. Книги, выпущенные созданным им издательством «Скандинавия», не раз побеждали в конкурсах «Лучшая книга года Карелии» и даже в Москве на российской уровне. Появилась мечта издать свою «Калевалу» — и выпустил ее. Совсем не похожую на все, что было сделано до него: иллюстрации выполнил петрозаводский художник Владимир Фомин в стиле народного лубка.
Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму наградило Скрипкина благодарственным письмом, которое и вручили ему на презентации, – за вклад в развитие туризма в Карелии. И действительно, есть этот вклад. Например, серия малоформатных изданий, посвященных достопримечательностям Карелии, ее районам и городам, пользовалась у туристов, да жителей республики, популярностью, тиражи не залеживалась на полках. Ибо книги было удобны по формату, хорошо изданы, давали необходимую информацию. Это была его задумка, и он ее выполнил. Многие официальные издания в Карелии проиллюстрированы его фотографиями.
Карелия не бедна мастерами художественной фотографии. Может быть, виной тому удивительная природа нашего северного края. Не затеряться среди мастеров, можно только обретя свое лицо, свой стиль.
Фотографией Михаил Скрипкин занимается чуть более 20 лет. Но известен как фотохудожник стал менее 10 лет назад, тогда начали появляться альбомы с его фотографиями, проходить выставки, в том числе в Москве и Финляндии. Тема – Русский Север. Он, пожалуй, никогда не перестанет его интересовать, он никогда не перестанет им восхищаться. Новые «Сказки Русского Севера» — подтверждение тому.