— Это наше всё! — говорит о художнике нынешний директор Детской художественной школы Илья Кемпи.
В 1966 году молодой, талантливый, полный сил художник приехал в Петрозаводск после окончания института имени Герцена. Именно ему принадлежит бесценная идея создания детской художественной школы, он был первым ее директором и оставался им 33 года.
Идея Юрия Павловича приносит свои плоды уже полвека. Не все после окончания школы стали художниками, но множество детей приобщилось за это время к прекрасному. Благодаря своим учителям, профессиональным художникам со специальным образованием, они научились видеть и ценить в жизни красоту, разбираться в искусстве, развили свой художественный вкус.
В декабре в стенах родной Детской художественной школы открылась юбилейная выставка Юрия Высоковских, посвященная его 75-летию. Представлены произведения, созданные в разные периоды жизни художника. Автор работает в разных техниках: масло, акварель. Мне по душе большие живописные композиции Юрия Высоковских на особую в искусстве тему, за которую берется далеко не всякий, — тему философского осмысления человеческого бытия, тему религиозную.
Особенно притягательны «Возвращение» и «Георгий Победоносец», написанные в 2000 году.
Почему художник назвал первое полотно «Возвращение»? Что он имел в виду? Второе ли пришествие Христа или просто возвращение к вере, возвращение к себе, своему сердцу, внутреннему «я»? Не знаю… Для меня эта картина символизирует личное преображение человека, именно поэтому, думаю, в центре композиции мы видим изображенное художником сияние нетварного фаворского света. Нетривиален подход к композиции, к использованию сложной формы и цвета.
Георгий Победоносец тоже прекрасен. Иконописный образ знаком всякому, но фон решен необычно: змей, с которым борется святой, почти не различим, но все пространство картины напоминает стихию борьбы между добром и злом, как будто в мире началось светопреставление. И развивающаяся ярко-красная накидка выступает как символ победы добра над злом.
Художник работает в разных жанрах. Полюбился натюрморт с зелеными яблоками («Утро», 1976 год), а также городской пейзаж с сиренью на переднем плане («Утро в городе», 2009 год).
Автор прекрасно передал легкое весеннее настроение, кажется, вот-вот и почувствуешь запах самой сирени. Юрий Павлович с помощью кисти прекрасно умеет передать любое состояние природы или настроение человека («Красное дерево», 2013, «Юноша, 1973 год).
Судя по представленным в экспозиции работам, Высоковских в последнее время больше времени уделяет акварели, чем маслу. Запомнились произведения, созданные на Валааме, особенно Знаменская часовня зимой, на Соловках – чувствуешь мощь этих стен, которые знали тяжелые ядра врагов. Автору удается передать и легкое веяние венецианского ветра, и серебристо-серые волны Онего.
Больше нравятся сложные по форме акварели Юрия Павловича, такие, как «Город». У вас же, дорогие читатели, есть возможность побывать на выставке до 23 января и определить свои предпочтения.
Фото Ирины Ларионовой