Новости, Хроника

Город в подарок от Елены Ициксон

Обычно люди дарят друг другу цветы и духи, кто побогаче – машины и квартиры, а архитектор Елена Евгеньевна Ициксон уже не в первый раз дарит нам Петрозаводск.

В минувшее воскресенье в зале Благородного собрания Национального музея Карелии состоялась её четвёртая лекция об архитектуре послевоенного Петрозаводска. На этот раз она была посвящена Константину Яковлевичу Гутину.

Елена Ициксон читает лекцию об архитектуре послевоенного Петрозаводска. Фото Ильи Орлова-Макарова
Елена Ициксон читает лекцию об архитектуре послевоенного Петрозаводска. Фото Ильи Орлова-Макарова
http://ptoday.ru/news/rest/9569/
Архитектор Константин Яковлевич Гутин (1910 — 1976)

Жилой дом на проспекте Ленина, 12, здание Правительства Республики Карелия, гостиница «Северная», административное здание по улице Энгельса, Национальная библиотека, бывший Институт усовершенствования учителей, а ныне банк ВТБ на улице Куйбышева, 4, жилые дома на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Куйбышева, поликлиника МВД – неполный перечень его работ, хорошо нам знакомых и украшающих город. Зато история их создания известна немногим.

В то время, когда строился финансово-экономический техникум, Карелия получила статус союзной республики. Логично, что правительство Карело-Финской ССР должно было располагаться в центре города и к простому и строгому зданию прибавился парадный торжественный вход.

Гостиница «Северная» сильно пострадала во время войны, на фотографиях видно, что от неё остался только округлый фрагмент главного фасада. Интересно было узнать, что в такое состояние её привели не пожары и бомбёжки, а работы оккупационной администрации по разборке и вывозу кирпича в Финляндию. Похоже, не надеялись, что надолго стали хозяевами и пользовались моментом.

Архитектор Гутин изменил довоенный облик гостиницы, построенной в 1939 году по проекту Юрия Русанова. Крылья здания, отходящие от её центральной части вдоль проспекта Ленина и улицы Энгельса, стали на этаж ниже. Это придало «Северной» стройность и лёгкость.

Кстати, соседнее здание – архитектурно-строительный техникум — Константин Яковлевич сделал ещё ниже и нейтрально оформил фасад, чтобы обеспечить плавный переход к невысоким зданиям Круглой площади. Можете ли вы представить себе то время, когда в Петрозаводске главными были законы архитектуры и чуткое отношение к окружающей новостройку городской среде, а не жажда прибыли и дурной вкус застройщика? Я не могу.

http://карелия360.рф/dostoprimechatelnosti/gostinica-severnaya.html
Гостиница «Северная» настоящая красавица, принцесса в короне. Фото карелия360.рф
https://www.dp.ru/a/2015/05/06/Leonid_Beluga_Vruchnuju_k/
Изуродованная новым хозяином. Фото www.dp.ru

Очень жаль, что нынешний хозяин объекта культурного наследия гостиницы  «Северной» надругался над ней и замыслом профессионального архитектора К. Гутина. Нарастил здания мансардами, за ажурной короной втиснул цирковую крышу. И здание свою лёгкость и элегантность сразу утратило, ангарная «архитектура» современных торговых центров низкого пошиба не для неё. Очень надеюсь, что профессионализм и чувство вкуса когда-то возобладают и финнов на разборку этих ляпсусов звать не придётся, сами справимся.

А как замечательно Константин Яковлевич оформил вход в магазин, который в моём детском сознании назывался «Подгостиницей»! (Нынче он зовётся «Короной» и плотно увешан одеждой). Никогда и не подумаешь, что спускаешься в подвал, скорее, в дворцовый зал. Широкая, с плоскими ступенями, закручивающаяся как волчок лестница вовлекала нас в просторное помещение с массивными прилавками, металлическими поручнями и большими зеркалами, удваивающими не только прекрасные многоцветные фрукты, но и, казалось, их божественный аромат!

Пришедшие на лекцию с удовольствием слушали протокол давно прошедших лет о выборе одного из двух конкурсных проектов здания Национальной библиотеки. Гутинский не всем нравился, казался не соответствующим именно библиотеке, кому-то напоминал «барский особняк». И всё-таки был выбран именно он, а не альтернативный с коридорной системой внутренней планировки и больший по объёму и затратам.

Елена Евгеньевна рассказала, как переживала, читая яркие высказывания оппонентов, как волновалась за Гутина, сможет ли его красивый проект победить, на время забывая, что библиотека давно построена  именно по его проекту.

http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-ob-ekty-istoriko-kul-turnogo-nasledija-goroda-petrozavodska/razdely-kataloga/ob-ekty-svjazannye-s-razvitiem-obrazovanija/gosudarstvennaja-publichnaja-biblioteka/
Национальная библиотека Карелии на улице Пушкинской до реставрации. Фото monuments.karelia.ru

В настоящий момент окончено строительство пристройки к библиотеке, идёт её реставрация. Освобождены от многочисленных побелочных слоёв резные изящные листья коринфских колонн, заменены деревянные перекрытия. Дневной свет стал имитировать большой потолочный плафон со светодиодными лампами, так что по-прежнему сохраняется ощущение карельского неба над головой. На самом деле находящееся выше чердачное помещение теперь будет доступно читателям, возможно, там будет располагаться зимний сад или администрация библиотеки.

Уже исчезла с фасада облицовочная плитка, хоть и долговечная, но напоминающая общественный душ, проведена рустовка первого этажа. Полукруглой ротонде Константина Яковлевича должно соответствовать более монументальное и красивое основание и окружение, как им и было задумано, но не было реализовано из-за начавшейся в 1955 году борьбы с «архитектурными излишествами».

Из-за этой борьбы и дома по адресу пр. Ленина, №№4 и 5 мы не увидим такими красивыми, как их задумал автор. И всё-таки талант и опыт Константина Яковлевича сделали так, что эти два здания и сегодня являются своеобразными и достойными воротами главного проспекта со стороны озера.

Не согласившись с руководящими указаниями партии, Константин Яковлевич Гутин больше не занимался проектированием зданий, не стал перерабатывать свои готовые проекты, не включил изменённые в список своих работ и не подписывал их чертежи как автор. Двадцать лет, которые он ещё проработал как планировщик, могли бы осчастливить нас его новыми творениями, но этого не произошло, потому что командный непрофессиональный стиль руководства архитектурой невозможен и с творчеством несовместим.

Ещё одно здание работы Гутина расположено в начале улицы Куйбышева. Он реконструировал бывшее гимназическое здание под Дом политического просвещения. Архитектор сумел и ему придать строгость и парадность с помощью фронтона и шести пилястр. Классический портик привлекает наше внимание и скрывает несимметричность постройки по отношению к нему: с одной стороны оно короче, чем с другой, – ровно на одно окно. Спорим, вы никогда этого не замечали? А если здание правильно покрашено, более контрастно, чем сейчас, оно привлекает ещё больше внимания, становится более представительным и ещё больше скрывает разновеликость сторон. Если бы руководители банка слушали лекции Елены Евгеньевны, они знали бы, как легко сделать своё учреждение непреодолимо привлекательным для клиентов.

Здание не раз меняло своё предназначение. Бывшее гимназическое здание - Дом политпросвета - Институт усовершенствования учителей - банк
Здание не раз меняло своё предназначение. Бывшее гимназическое здание — Дом политпросвета — Институт усовершенствования учителей — банк

А всё потому, что архитектура имеет свои законы, пропорции, нюансы и тонкости. Её принадлежность к высокому искусству невозможно отменить приказом свыше, как это было сделано в эпоху Хрущёва. Пренебрежительное к ней отношение приводит к потери городом своего лица. Это не сразу заметно, но затем количество переходит в качество, и вот вы просыпаетесь совсем в другом городе.

В нём можно изуродовать замысел автора проекта торгового центра дешёвыми попугайными панелями, подобие чернобыльского реактора вставить на главной магистрали города, заняв весь квартал от края до края ценой уничтожения молодой липовой аллеи и шеренги берёз, деревянные часовни и жилой дом угнездить в небольшом сквере, ещё больше его сократив, а на привокзальной площади водрузить продукт работы мастеров могильных надгробий с претензией на лондонскую достопримечательность.

После лекций Елены Евгеньевны Ициксон даже мы, тут родившиеся, смотрим на любимый город по-иному. Помним и понимаем задумку архитекторов, давно знакомое видим в новом свете, лучше осознаём, как важно соблюдать ансамблевость, следовать долгосрочному плану развития Петрозаводска.

Мы благодарны тем архитекторам, которые старались для его блага. Неслучайно поэтому директор Национального музея Михаил Гольденберг, не пропустивший ни одной лекции, поднял вопрос об улицах, носящих их имя, о мемориальных досках на зданиях их руки.

Мне кажется, одной из первых она должна появиться на здании Национальной библиотеки, открытия всех залов которой мы очень ждём. И на Доме пограничников, построенном по проекту Константина Яковлевича Гутина ещё до войны, — на доме, в котором я живу.

 

Дом пограничников проспект Ленина, 12
Дом пограничников, проспект Ленина, 12   Фото Ю. Свинцовой

 

5 марта состоится следующая лекция Елены Ициксон — «Квартал военведа. Дом офицеров. Архитектор Э.А. Тентюкова»

12 марта цикл завершит лекция «Творческие портреты архитекторов, застраивавших Петрозаводск в 1940-1950 гг.»

Начало в 14 часов в Национальном музее Карелии.