Свободная трибуна

Музей «Кижи» опровергает. Кто прав?

Фото Владимира Ларионова
Преображенская церковь на острове Кижи

Наша публикация о передаче «Момент истины» вызвала широкий резонанс. И не только среди читателей, но и в правительстве, и в музее-заповеднике «Кижи». Точнее, не столько сам материал, сколько два последних его абзаца, в которых высказывалась тревога по поводу срывов в этом году  работ по реставрации Преображенской церкви. 

 

Появились отклики, клеймившие «Лицей», который, не разобравшись, что называется, бухнул в колокол. Более того, из  пресс-релиза, полученного редакцией  из  музея-заповедника, следует, что дела обстоят очень даже неплохо и не вызывают беспокойства, все идет своим порядком.

 

Вот полный текст разосланного в СМИ из музея-заповедника «Кижи» пресс-релиза под названием «Реставрация Преображенской церкви продолжается»:

 

 «В ряде карельских СМИ прошла информация о сложной ситуации, сложившейся с реставрацией  памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО — Преображенской церкви. Эта информация не соответствует действительности и не объясняет ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день.

Эксперты ЮНЕСКО отметили  хорошие темпы реставрационных работ на  Преображенской церкви и рекомендовали не останавливать работы, которые    не прерывались на протяжении 2013 года.

На сегодняшний момент Плотницкий центр музея заканчивает реставрацию бревен шестого реставрационного пояса и начинает разборку главок церкви для подготовки разборки следующего, пятого реставрационного пояса  сруба церкви.

Силами  специалистов АРЦ «Заонежье» проводится работа по предварительной сборке шестого пояса сруба, что соответствует заключенному контракту.

Все необходимые  для продолжения работ документы  от министерства культуры РФ музеем получены.           

Приказом Министерства культуры РФ № 240 от 12.03.2013 г. музею-заповеднику «Кижи» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Лицензия предоставлена бессрочно.

Музеем также получено Разрешение Министерства культуры РФ № 10-12-05 от 02.04.2013 г. на продолжение работ по первому этапу комплексной реставрации Преображенской церкви. В 2013 году запланировано проведение реставрации, консервации и воссоздания деревянных конструкций и деталей четвертого, пятого и шестого реставрационных поясов.

Как сказал первый заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Луговой, курирующий вопросы реставрации памятников музея: «Музеем получены от МК РФ необходимые для работы на памятнике согласованные экспертами сметы, ведется подготовка конкурсной документации для заключения контрактов на продолжение работ по пятому реставрационному поясу и по разборке конструкций металлокаркаса для разборки пятого реставрационного пояса».

Работы на памятнике и в дальнейшем будут проводиться круглогодично и безостановочно».

 

Самое интересное, что я должна признать: все, что написано в пресс-релизе, соответствует истине и при этом… «не объясняет ситуацию, сложившуюся» на Преображенском храме.

 

Действительно, комиссия ЮНЕСКО высоко и справедливо оценила и качество, и ход реставрационных работ на храме, но… выполненные в предыдущие годы. Действительно, реставраторы сейчас не сидят без дела: специалисты ООО «Архитектурно-реставрационный центр «Заонежье» ведут предварительную сборку шестого пояса сруба в помещении Плотницкого центра. Но… эти работы включены в контракт 2012 года. Перед тем, как начнется новый этап работы, должны состояться конкурсы, должны быть заключены новые контракты – на 2013 год. Кроме «Заонежья» на объекте работает санкт-петербургская фирма «Алекон».

 

Смета на 2013 год согласована, однако из Москвы привезли документы только 17 мая. Материал же в  «Лицее», напомню, был опубликован 14 мая, когда никакой утвержденной сметы еще не было и в помине. Проблема же в том, что без утвержденной Минкультом России сметы нельзя объявлять тендер.

 

Приказ об изменении существовавшей до этого системы министерство издало в конце прошлого года.  Естественно,  изменения были внесены во имя предупреждения нецелевого расходования  и экономии бюджетных средств. Кто станет возражать? Но приходится снова  потревожить память  ушедшего из жизни Виктора Степановича Черномырдина с его, похоже, бессмертным афоризмом: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».  Ибо современный музейный мир России — это 2027 музеев системы только Министерства культуры РФ (такая цифра есть в Интернете). И представьте себе, все они в конце прошлого и начале нынешнего года должны были представить на рассмотрение свои сметы.  При этом, как доходят вести, в Минкульте прошла очередная оптимизация – в сторону уменьшения численности сотрудников. Уменьшение числа чиновников опять-таки можно только приветствовать. Но если она проводится в ущерб делу? Оптимизация уже аукнулась в «Кижах», а, возможно, и в других музеях.

 

Аукнулось же тем, что если раньше музей «Кижи» объявлял конкурсы в феврале и к началу летнего сезона подходил во всеоружии, то сейчас только в конце мая музей получил согласованную смету. И вновь процитирую пресс-релиз: «…ведется подготовка конкурсной документации для заключения контрактов на продолжение работ по пятому реставрационному поясу и по разборке конструкций металлокаркаса для разборки пятого реставрационного пояса». Значит, еще 17 мая (дата присылки пресс-релиза) извещения о проведении тендера опубликовано не было! Ведется только подготовка документов, а с них, с извещений, и начинается эта весьма  длительная, до двух месяцев, процедура проведения конкурсов. При этом, сообщает музей, «в 2013 году запланировано проведение реставрации, консервации и воссоздания деревянных конструкций и деталей четвертого, пятого и шестого реставрационных поясов». Как показывает практика прошлых лет, объемы работ рассчитаны на 6 месяцев, за какое же время их собираются провести в этом году?

 

Кстати, на брифинге, который состоялся в Правительстве Карелии по итогам проверок, сделанных комиссиями ЮНЕСКО и Министерства культуры России, поднимался вопрос об абсурдности проведения ежегодных конкурсов при таком большом объеме работ, как на Преображенской церкви. За уже прошедшие годы у музея сложились отличные партнерские отношения со специалистами «Заонежья» и «Алекона», которые зарекомендовали себя за это время с самой лучшей стороны и, насколько я знаю, разрывать эти отношения музей не хотел бы. Во время пресс-тура на остров весной этого года директор «Заонежья» Виталий Скопин весьма неопределенно говорил о будущем, имея в виду эти самые ежегодные конкурсы. И действительно, тут чем черт не шутит. Скандал в Белозерске – подтверждение тому. Очередной конкурс на реставрацию уникальной деревянной церкви Ильи Пророка XVII века выиграла бригада практически шабашников, которая предложила более низкую цену и короткие сроки проведения работ. И на этом основании должна была сменить специалистов! И только скандал, поднятый реставраторами на всю России, остановил это варварство. Но сделано-то все было по закону. Вот в чем вопрос.

 

Как мне сказали, пробуксовки были и раньше, но  в те годы директор Эльвира Аверьянова и ее заместитель Николай Попов (сейчас он вернулся в музей, но только на должность советника), отправлялись в Москву и решали там вопросы  – правда, при другом министре. Николай Леонидович многие годы не только курировал реставрационные работы, но и отвечал за них, именно он был одним из организаторов Плотницкого центра и его первым руководителем. Тогда, более 10 лет назад, в музее появилось реально работающее производство, а заслуга Аверьяновой не только в том, что она поддержала идею создания такого центра, но при ней эта система эффективно заработала. Сумела  бы Эльвира Валентиновна, отправившись в этом году в Москву, добиться успеха в нынешнем Минкульте, не знаю. Но факт остается фактом.

 

В прошлые годы реставраторы сталкивались со многими проблемами, Преображенка преподнесла немало сюрпризов, но они были техническими, и специалисты, сумевшие накопить за это время солидный опыт, сумели их решить. Но вот о чиновничью волокиту споткнулись впервые.

 

Конечно, Преображенская церковь – не волк, в лес не убежит, с острова не уплывет. Ну отодвинутся еще на год-два сроки окончания  реставрационных работ, подумаешь, трагедия в какой-то деревне, в которой стоят  старые деревянные церкви. Это по мнению чиновников. Возможно, чистая случайность и то, что прокол произошел при новом директоре, который, кстати, является креатурой министра Мединского. Но, как заметил один из моих собеседников, каждый должен не только заниматься своим делом, но и отвечать за него. Поэтому и невозможно сказать, что ситуация с реставрацией Преображенской церкви полностью разрешилась и не вызывает опасений.

 

P.S. Сегодня общественная организация «Согласие» направила обращение в Генеральную прокуратуру России по поводу приостановки реставрационных работ на Преображенской церкви. Они просят также выяснить, нет ли в поведении чиновников преступного умысла.