В краеведческом музее Питкяранты нет отбоя от желающих увидеть выставку военного костюма и снаряжения.
– Что такое галифе? – спрашивает Инна Рекиш у третьеклассников школы №2. В ответ тишина. Она разворачивает настоящие, времен войны, брюки. Показывает школьникам бурки, в которых ходили только командиры, ботинки, сделанные на заказ в Англии, бинты и медицинские инструменты, солдатские кальсоны – слово это дети слышат впервые. Потом спрашивает, как называется музыкальный инструмент с ручкой. Ребята почти сразу догадываются, для чего служит патефон, кричат наперебой: «Туда кладут диски!».
– Да, но только раньше диски называли пластинками, — поправляет Инна и осторожно опускает иглу на старенькую пластинку. Звучит мелодия. Ребята затихают, сначала удивляются непривычному звуку, а потом, увлекаясь, пускаются чуть ли не в пляс…
Так выглядят галифе
Инна Рекиш включает старый патефон
Необычную выставку военного костюма и снаряжения красноармейцев РККА довоенного времени и начального периода Великой Отечественной войны привез в музей петрозаводский коллекционер Валентин Лазарев. Есть здесь два образца обмундирования и снаряжения офицеров финской армии. Хозяин и сам удивительный человек, ведь собрать подобную коллекцию стоит немалого труда и средств, глубоких и разнообразных знаний и более двадцати лет жизни. По словам директора музея Антонины Варакиной, от желающих посмотреть коллекцию просто отбоя нет.
Здесь проходили бои
Личные вещи солдат, найденные в окопах на территории Питкярантского района
На выставке из коллекции Валентина Лазарева
Захватывающе интересно!
– Два шага назад! – то и дело отдает приказ экскурсовод малышне, буквально напирающей на экспонаты. В этом зале речь идет о Зимней войне («Незнаменитая война – 1939-1940 гг.» – так называется экспозиция). Выставлено столько любопытных вещей времен войны, что вполне понятен азарт не только мальчишек, но и девчонок. Здесь и каски, и осколки снарядов, финский пулемет Lahti, найденные на питкярантской земле предметы из солдатских финских и советских рюкзаков: фонарик, ключи от дома, коробка из-под конфет, бритвенный прибор… В этой же комнате представлен макет Мемориального комплекса – пятиметрового чугунного креста, выполненного Лео Ланкиненом.
Макет креста Лео Ланкинена для Мемориала
– На кресте изображены две женщины, финская и русская, оплакивающие своих сыновей, – рассказывает ребятишкам Инна. Все на минуту замолкают.
Бывшая усадьба Валлдена, ныне Краеведческий музей имени В.Ф. Себина
Много лет подряд, приезжая в Питкяранту, поражалась полной бесхозности зданий. Таким же обветшалым и убогим выглядел и музей. Теперь здание просто не узнать: картинка да и только! После ремонта оно стало напоминать старинную усадьбу. Оказывается, дом с балконом, который многие годы использовался как детский сад, построен был приблизительно около 1929 года и принадлежал семье финского аптекаря, очень уважаемого в городе Фредерика Эрнста Валлдена. В фойе музея на каждого входящего смотрит с портрета его интеллигентное лицо. А на другой стороне – фотографии и история создания музея учителем Василием Федоровичем Себиным, ветераном Великой Отечественной войны. Со своей поисковой группой «Красный следопыт» он открыл пять тысяч имен воинов, погибших на многострадальной питкярантской земле. Его имя теперь носит музей.
Фотография из новой экспозиции «Старинный мотив»
В экспозиции «Старинный мотив» представлена довоенная Питкяранта с поселками, деревнями и множеством церквей. Это уникальные фотографии из финских книг, подлинные экспонаты, народные костюмы и вещи, которые передали в дар музею внуки и правнуки живших когда-то здесь людей.
Буквально потрясли меня сведения, о которых раньше не знала. До войны на территории Питкярантского района у финнов работали 38 шахт. Кстати, сейчас в музее готовится новый экскурсионный маршрут по городу, по шахтам в том числе. Сейчас многие из них они затоплены. Был в Питкяранте стекольный завод, который поставлял в Париж до 10 миллионов бутылок в год для шампанского. В Импилахти добывали жемчуг. Более 60-ти добротных сел существовало тогда в округе, на сегодняшний день жива лишь треть.
Чемодан куплен в Питкяранте в начале XX века. Принадлежал Тамаре Вахлофф
Такой карельский костюм носили в селе Койриноя. Его подарила музею Тамара Вахлофф
Антонина Варакина у портрета Валлдена и его семьи
Директор музея Антонина Варакина полна надежд. Благодаря серьезной поддержке администрации города, которая выделила полтора миллиона рублей на ремонт, в феврале этого года музей был заново открыт. Появилась возможность принять в штат еще одного человека, повысить зарплату сотрудникам с пяти до восьми тысяч рублей. Директор довольна коллегами: профессионалы, любящие свое дело. Огромную поддержку музею оказывают его друзья Андрей Рогальский, Павел Илатовский, Галина Степанова, Надежда Мартынова.
Когда пять лет назад Антонина Варакина заступила на должность директора, музей и его двор имели плачевный вид. Двор привели в порядок, спилили 19 тополей. Для обустройства привезли камни. Музейщики хотят поставить в усадьбе ограду, ворота, чугунные скамейки. Директор сетует: «Просто не разорваться, столько хочется сделать…» Она торопится дописать сценарий. 25 мая для выпускников школ во дворе музея пройдет театрализованный, с костром, районный праздник «У старинного дома Валлдена».
Если вы будете в тех краях, вспомните, что в музее есть удивительные экскурсии, рассчитанные на несколько часов: «Зимняя война», «Водопадный тур» и «Мир камня». Более полную информацию читайте на сайте музея: http://seb-muz.pit.su
Фото автора