Культура

Петрозаводск выдержал удар МолОта

Фото Марины Сырбу
Коллективная фотография после концерта

Открытие в Петрозаводске филиала молодежного отделения Союза композиторов стало одним из ярких событий Второго международного МолОт-фестиваля.

Молодежное отделение (МолОт) Союза композиторов  объединяет молодых композиторов разных городов России и ближнего зарубежья. Представление новой современной музыки уже прошло в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Якутске, Саратове, Уфе, Минске. Первая общероссийская организация, основанная в 2009 году в Москве, на сегодняшний день имеет уже 17 региональных представительств в крупных городах страны. В этом году к ним присоединился и Петрозаводск.

На открытие нового отделения МолОта в столицу Карелии из Москвы приехали Виктор Екимовский, музыковед  и композитор, член правления Союза московских композиторов, председатель Ассоциации Современной Музыки), Ярослав Судзиловский, художественный руководитель МолОт-фестиваля, председатель Молодежного отделения Союза композиторов России, и Рауф Фархадов, член художественного совета МолОта РФ, доктор искусствоведения.

МолОт стартовал в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова выступлением музыковедческой секции. В конференции «Молодые музыковеды о современной музыке» участвовали студенты, аспиранты и выпускники ПГК. На встрече обсуждались интересные темы, исследования явлений современной музыки и совсем новые сочинения. Конференцию вел Рауф Яковлевич Фархадов, он отметил оригинальность тем, волнующих петрозаводских молодых музыковедов, отметил интересные ракурсы и оживленно участвовал в обсуждении.

«Удар МолОта» – это концертное представление для слушателей при открытии новой музыки в рамках проекта молодежного отделения Союза композиторов. Уже в названии содержится вызов обыденности, смелость творческих решений и неожиданность поисков.

В концерте принимали участия композиторы Москвы, Казани и Петрозаводска. Публику заинтересовали новые тембры или способы звукоизвлечения, электронные звучания шумов, а также новые жанры. Петрозаводск представляли композиторы Елена Савина (председатель МолОта в Карелии, выпускница ПГК им. А.К. Глазунова, класс В.К. Кошелева), Полина Крышень, Николай Котов и Анна Афанасьева (класс А.С. Белобородова).

Более всего петрозаводской публике запомнились сочинения московских авторов, которые представили произведения в жанре инструментального театра и перфоманс!

Главным действующим лицом стал Ярослав Судзиловский. В первом из сочинений, автором которого он и являлся,  Ярослав с выдающимися актерскими способностями препарировал виолончель, а вместе с тем и слушателей. Пьеса «Голый король» шокировала открытостью эмоций, нетрадиционностью исполнения. Тихая петрозаводская публика не была готова к такого рода представлениям. Зато в финале концерта зал в восторге рукоплескал Ярославу Судзиловскому. Он выступил одним из исполнителей произведения Виктора Екимовского «Баллетто». Замысел композитора заключался в том, что дирижер должен своими жестами и телодвижениями указывать высоту, темп, динамику звучания для музыкантов. Все исполнители, принимавшие участие в концерте «Удар МолОта» чутко реагировали на все дирижерские жесты.

 Исполнение произведения В. Екимовского «Баллетто»

МолОт-фестиваль продолжится в Новосибирске, затем в Санкт-Петербурге, Уфе, Башкортостане и Якутске. Закрытие Второго МолОт-фестиваля произойдет в Москве 23 июня Open Air у памятника Араму Хачатуряну.

Деятельность общественного объединения МолОт и его ярких представителей кардинально меняют восприятие современной музыки публикой, вселяют уверенность в молодых композиторов, представляют возможность  быть услышанными и понятыми не только в своем городе, но и во всей стране, расширяя тем самым творческие горизонты его участников.

МолОт Карелии только начинает свою творческую жизнь. И хочется думать, что впереди у него великие свершения и открытия.

Марина Сырбу

 

Молодой композитор Анна Афанасьева задала 6 вопросов московским гостям,  руководителям МолОта:

1. На концерте 21 мая вы слышали музыку молодых карельских композиторов. Ваши впечатления.

2. Композитор – кто  он? Дайте определение

3. Восприятие современной музыки требует от слушателя больших усилий, чем музыка других эпох, или нет?

4. Главная проблема современной музыки: если есть, то в чем она?

5. Ваш самый яркий музыкальный  проект.

6. Чего бы вы пожелали молодому композитору?

 

Виктор Екимовский: «Новизна  главный критерий»

1. Весьма неплохой уровень. В целом что-то лучше, что-то хуже, но в какой-то степени на уровне студенческих работ. Хотя некоторые сочинения могут быть исполнены в других городах.

2. Композитор    это профессионал, специалист. Сейчас очень много любителей как в сфере массовой музыки, так и серьёзной. Под словом «композитор» надо понимать только профессионала.

3. Одинаковых усилий. Прошлая музыка овеяна вековым авторитетом, а в современной музыке сложно понять, что хорошая музыка, а что плохая. Я могу составить программу из таких сочинений, которая  будет принята на ура любой аудиторией как профессиональной, так и непрофессиональной. Но таких сочинений немного.

4. Каждое новое сочинение, на мой взгляд, должен быть индивидуальным  проектом, не похожим на то, что сделано раньше.  Новизна это для меня главный критерий. В других случаях это стандартная ситуация и неуспех. Композиторов, которые действительно создают что-то своё, очень мало.

5. Каждое новое сочинение должно быть успешнее предыдущего, иначе  бессмысленно что-то создавать.

6. Риска.

 

Рауф Фархадов: «Карелия ищет новые собственные пути»

1. Это ещё одно лицо русской музыки для меня. Оно обладает собственной индивидуальностью. Карелия ищет новые собственные пути, которые  отличаются и от московских радикализмов и от чего-то традиционного в примитивном смысле слова.

2. (переспрашивает) Современный?  Это тот, кто понимает, какая сложная нынче композиторская ситуация и всё равно пытается что-то изобрести и поразить слушательское воображение.

3. Современная музыка однозначно требует от слушателя больших усилий. Современный слушатель должен обладать очень сильной интеллектуальной подготовкой и нестандартным эмоциональным восприятием.

4. Проблема новаторства. Либо композитор понимает, что его нет, и тогда становится самодостаточным, либо пытается изобрести колесо и топчется на месте.

5. Это проект «Дегенеративная музыка III Рейха и несуществующая музыка в СССР» (2013).

6. Не думать о том, что ты что-то сделал для музыки.

 

Ярослав Судзиловский: «Композитор должен убить в себе страх»

1. Карелы слишком спокойные. От них хочется больше жизни, экспрессии.

2.  Композитор вождь современного мира. Он должен вести за собой массы.

3. Современная музыка вообще ничего от слушателя не требует. Она существует сама для себя.

4. Главная проблема в том, что она интересна в основном только профессионалам. Академическую современную музыку обнесли чем-то вроде колючей проволоки. Виновны в этом сами композиторы: у них пассивная позиция, непонимание, куда двигаться дальше. Нельзя, чтобы мы существовали в  таком гетто. Я хотел бы всё перестроить.

5. Я не знаю, у меня много проектов.  Здесь всё зависит от того, как воспринимает это слушатель. Для Софии Губайдулиной, например, такими проектами стали  моя система ключей и пьеса «Голый король», для   масс что-то другое. Для композитора  все его произведения это его дети, и он одинаково их любит.

6. Смелости. Композитор должен убить в себе страх.

 

Фото Марины Сырбу