Открытие в Петрозаводске филиала молодежного отделения Союза композиторов стало одним из ярких событий Второго международного МолОт-фестиваля.
Молодежное отделение (МолОт) Союза композиторов объединяет молодых композиторов разных городов России и ближнего зарубежья. Представление новой современной музыки уже прошло в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Якутске, Саратове, Уфе, Минске. Первая общероссийская организация, основанная в 2009 году в Москве, на сегодняшний день имеет уже 17 региональных представительств в крупных городах страны. В этом году к ним присоединился и Петрозаводск.
На открытие нового отделения МолОта в столицу Карелии из Москвы приехали Виктор Екимовский, музыковед и композитор, член правления Союза московских композиторов, председатель Ассоциации Современной Музыки), Ярослав Судзиловский, художественный руководитель МолОт-фестиваля, председатель Молодежного отделения Союза композиторов России, и Рауф Фархадов, член художественного совета МолОта РФ, доктор искусствоведения.
МолОт стартовал в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова выступлением музыковедческой секции. В конференции «Молодые музыковеды о современной музыке» участвовали студенты, аспиранты и выпускники ПГК. На встрече обсуждались интересные темы, исследования явлений современной музыки и совсем новые сочинения. Конференцию вел Рауф Яковлевич Фархадов, он отметил оригинальность тем, волнующих петрозаводских молодых музыковедов, отметил интересные ракурсы и оживленно участвовал в обсуждении.
«Удар МолОта» – это концертное представление для слушателей при открытии новой музыки в рамках проекта молодежного отделения Союза композиторов. Уже в названии содержится вызов обыденности, смелость творческих решений и неожиданность поисков.
В концерте принимали участия композиторы Москвы, Казани и Петрозаводска. Публику заинтересовали новые тембры или способы звукоизвлечения, электронные звучания шумов, а также новые жанры. Петрозаводск представляли композиторы Елена Савина (председатель МолОта в Карелии, выпускница ПГК им. А.К. Глазунова, класс В.К. Кошелева), Полина Крышень, Николай Котов и Анна Афанасьева (класс А.С. Белобородова).
Более всего петрозаводской публике запомнились сочинения московских авторов, которые представили произведения в жанре инструментального театра и перфоманс!
Главным действующим лицом стал Ярослав Судзиловский. В первом из сочинений, автором которого он и являлся, Ярослав с выдающимися актерскими способностями препарировал виолончель, а вместе с тем и слушателей. Пьеса «Голый король» шокировала открытостью эмоций, нетрадиционностью исполнения. Тихая петрозаводская публика не была готова к такого рода представлениям. Зато в финале концерта зал в восторге рукоплескал Ярославу Судзиловскому. Он выступил одним из исполнителей произведения Виктора Екимовского «Баллетто». Замысел композитора заключался в том, что дирижер должен своими жестами и телодвижениями указывать высоту, темп, динамику звучания для музыкантов. Все исполнители, принимавшие участие в концерте «Удар МолОта» чутко реагировали на все дирижерские жесты.
Исполнение произведения В. Екимовского «Баллетто»
МолОт-фестиваль продолжится в Новосибирске, затем в Санкт-Петербурге, Уфе, Башкортостане и Якутске. Закрытие Второго МолОт-фестиваля произойдет в Москве 23 июня Open Air у памятника Араму Хачатуряну.
Деятельность общественного объединения МолОт и его ярких представителей кардинально меняют восприятие современной музыки публикой, вселяют уверенность в молодых композиторов, представляют возможность быть услышанными и понятыми не только в своем городе, но и во всей стране, расширяя тем самым творческие горизонты его участников.
МолОт Карелии только начинает свою творческую жизнь. И хочется думать, что впереди у него великие свершения и открытия.
Марина Сырбу
Молодой композитор Анна Афанасьева задала 6 вопросов московским гостям, руководителям МолОта:
1. На концерте 21 мая вы слышали музыку молодых карельских композиторов. Ваши впечатления.
2. Композитор – кто он? Дайте определение
3. Восприятие современной музыки требует от слушателя больших усилий, чем музыка других эпох, или нет?
4. Главная проблема современной музыки: если есть, то в чем она?
5. Ваш самый яркий музыкальный проект.
6. Чего бы вы пожелали молодому композитору?
Виктор Екимовский: «Новизна – главный критерий»
1. Весьма неплохой уровень. В целом что-то лучше, что-то хуже, но в какой-то степени на уровне студенческих работ. Хотя некоторые сочинения могут быть исполнены в других городах.
2. Композитор – это профессионал, специалист. Сейчас очень много любителей как в сфере массовой музыки, так и серьёзной. Под словом «композитор» надо понимать только профессионала.
3. Одинаковых усилий. Прошлая музыка овеяна вековым авторитетом, а в современной музыке сложно понять, что хорошая музыка, а что плохая. Я могу составить программу из таких сочинений, которая будет принята на ура любой аудиторией – как профессиональной, так и непрофессиональной. Но таких сочинений немного.
4. Каждое новое сочинение, на мой взгляд, должен быть индивидуальным проектом, не похожим на то, что сделано раньше. Новизна – это для меня главный критерий. В других случаях – это стандартная ситуация и неуспех. Композиторов, которые действительно создают что-то своё, очень мало.
5. Каждое новое сочинение должно быть успешнее предыдущего, иначе бессмысленно что-то создавать.
6. Риска.
Рауф Фархадов: «Карелия ищет новые собственные пути»
1. Это ещё одно лицо русской музыки для меня. Оно обладает собственной индивидуальностью. Карелия ищет новые собственные пути, которые отличаются и от московских радикализмов и от чего-то традиционного в примитивном смысле слова.
2. (переспрашивает) Современный? Это тот, кто понимает, какая сложная нынче композиторская ситуация и всё равно пытается что-то изобрести и поразить слушательское воображение.
3. Современная музыка однозначно требует от слушателя больших усилий. Современный слушатель должен обладать очень сильной интеллектуальной подготовкой и нестандартным эмоциональным восприятием.
4. Проблема новаторства. Либо композитор понимает, что его нет, и тогда становится самодостаточным, либо пытается изобрести колесо и топчется на месте.
5. Это проект «Дегенеративная музыка III Рейха и несуществующая музыка в СССР» (2013).
6. Не думать о том, что ты что-то сделал для музыки.
Ярослав Судзиловский: «Композитор должен убить в себе страх»
1. Карелы слишком спокойные. От них хочется больше жизни, экспрессии.
2. Композитор – вождь современного мира. Он должен вести за собой массы.
3. Современная музыка вообще ничего от слушателя не требует. Она существует сама для себя.
4. Главная проблема в том, что она интересна в основном только профессионалам. Академическую современную музыку обнесли чем-то вроде колючей проволоки. Виновны в этом сами композиторы: у них пассивная позиция, непонимание, куда двигаться дальше. Нельзя, чтобы мы существовали в таком гетто. Я хотел бы всё перестроить.
5. Я не знаю, у меня много проектов. Здесь всё зависит от того, как воспринимает это слушатель. Для Софии Губайдулиной, например, такими проектами стали моя система ключей и пьеса «Голый король», для масс что-то другое. Для композитора все его произведения – это его дети, и он одинаково их любит.
6. Смелости. Композитор должен убить в себе страх.
Фото Марины Сырбу