В этом году одному из крупнейших национальных парков России Паанаярви исполняется 25 лет. Событию посвящена выставка художников из Петрозаводска, Мурманска, Гатчины, Вологды, Великого Новгорода, Финляндии, что открыта до 21 мая в Городском выставочном зале.
Это были первые художники, которые работали на территории парка после Аксели Галлен-Калела.
Еще в конце XIX века финны планировали устроить в этой местной Швейцарии национальный парк, но не случилось. А место заповедное, уникальное: горы, отвесные скалы, мощные водопады, озера, святилища древних – сейды, тайга – в общем, край удивительный и богатый не только монументальной природой, но и всякой рыбой и лесным зверьем. Ну а самое привлекательное для городских жителей – отсутствие всякой цивилизации, шума, суеты, а для художников еще и то, что здесь можно черпать вдохновение и творить или набираться впечатлений для будущих работ.
«Да это единственный в своем роде ландшафт! Он кажется невероятным! Такое даже присниться не может!», – фраза Артура Конан-Дойля из его романа «Затерянный мир» как нельзя лучше описывает впечатления художников.
Район, где располагается парк, отошел к Советскому Союзу в 1944 году. Парк появился только в 1992 году, и поэтому неслучайно организаторы включили в экспозицию старые фотографии 20-30-х годов, чтобы показать, какой была жизнь в то время. Известно, что район Куусамо был плотно заселен, а деревня Паанаярви славилась своими зажиточными дворами.
В экспозиции представлены несколько зарисовок избы Александра Колобаева. Созданные во время экспедиции в 1926 году, они предоставлены для выставки питерским Этнографическим музеем.
Многие мои знакомые уже побывали на выставке с романтическим названием «Затерянный мир» и не пожалели. Увидеть многоликий мир Паанаярви глазами художников – радостная возможность осознать, что мы живем в уникальном крае, и попытаться разглядеть в привычном для нас ландшафте новые линии, ракурсы, почувствовать иные состояния, впечатлиться и наконец, чем черт не шутит, махнуть в отпуск в Паанаярви, что находится в Лоухском районе. Знаю почитательницу творчества Нелли Григорьевой, которая видит Север исключительно ею созданными серебристо-голубыми графическими образами.
В одной компании мы обсуждали открывшуюся выставку и единодушно пришли к выводу, что она удалась. Большое впечатление оставили произведения Владислава Булганина из Великого Новгорода. Чувствуется уверенный авторский подход, основательная композиция, они сразу бросаются в глаза и запоминаются мощной энергетикой.
Пленили пейзажи в технике гуаши Александра Гофмана из Гатчины. Его осень оказалась сродни весне – она отличается яркостью красок, акварельной прозрачностью и позитивным настроением.
Вызывают восхищение величественные виды северной природы другого художника из Великого Новогорода — Булата Яманова. Глядишь на них, и в памяти, конечно же, возникает Гавриил Державин и такой поэтический классический жанр как ода.
Другой его коллега и земляк Олег Саулов видит затерянный мир Севера иначе: его работы полны поэзии более утонченного рода рода, это скорее лирические зарисовки.
Пронзительна по ощущению северная осень у Александра Феофилактова из Мурманска. Вполне вписались в экспозицию узнаваемые акварели карельского мастера Александра Каштанова, созданные в 70-е годы. На выставке представлены произведения и других авторов – Виктории Сахаровой из Великого Новгорода, Валерия Попова, Аркадия Полякова из Вологды, Юлии Коросовой из Петрозаводска, Натальи Поздняк из Куусамо (Финляндия). .
Основные средства предоставил Европейский Союз, но это не единственный источник финансирования. Художники обратили внимание, что в парке серьёзные и неравнодушные сотрудники. Они постоянно придумывают что-то новое, особенно для детей, и это при достаточно жёсткой дисциплине поведения в парке. Им удаётся воспитывать посетителей в духе экологического туризма, именно потому там очень чисто, люди не мусорят.
— Пленэр был уникальным по составу художников из разных городов, художников зрелых, — говорит Нелли Григорьева. — За очень короткий срок для нового места и северного климата с его переменчивой погодой они умудрились написать много работ — каждый создал от 12 до 25 холстов или листов акварели, выставка всё просто не вместила. Сам факт рисования на горе Кивакка о многом говорит: чего стоило туда подняться с мольбертами да красками.
Судя по отзывам, первые зрители ушли с выставки под сильным впечатлением. Впереди праздники — вот и повод посетить выставку, особенно если вы не едете на природу.
Фото автора