Международный проект «Россия и Германия: играем вместе!» завершился.
Его участники – студенты и выпускники петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио и молодые исполнители Земли Саксония – дали пять концертов в городах Колдиц, Гримма, Дрезден и в Петрозаводске. Стартовал проект еще в августе этого года. Тогда ребята дали свой первый концерт в составе сводного оркестра в старинном замке города Колдиц. А заключительное выступление публика смогла услышать в Концертном зале Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова.
Первая часть этого масштабного проекта проходила на территории Германии. В течение десяти дней молодым музыкантам предстояло не просто выучить программу из произведений Бетховена, Дебюсси, Прокофьева и Проя. Для них был расписан целый график, по которому участников проекта настраивали на успешную работу в течение всех дней пребывания в Германии. На первый взгляд может показаться, что режим, созданный для ребят, просто невыносим. Подъем в шесть утра, а свободное время – только с девяти вечера. Однако окунувшись в атмосферу хотя бы одного проектного дня, понимаешь – прекрасное с полезным здесь отлично сочетается без намека на усталость.
На пути к реализации проекта было немало сложностей. Ведь организаторам и с российской стороны, и с немецкой предстояло собрать вместе целый оркестр молодых музыкантов, а это более восьмидесяти человек. На подготовку ушло почти полтора года. Переговоры и планирование длились вплоть до отправления карельских музыкантов в Германию.
Организаторы натыкались на проблемы в течение всего проекта. Уже на пути в Колдиц стало понятно, что исполнение одного из сочинений под угрозой срыва: во время перелета был поврежден баян солистки из Петрозаводска Светланы Долгих. И только своевременная помощь немецкого специалиста выручила: премьера произведения для баяна и оркестра «Расстегнув меха баяна» немецкого композитора Ганса-Петера Проя состоялась.
Репетиция в замке города Колдиц
Концерты в Германии собрали свыше тысячи человек. Публика восторженно аплодировала не только баянистке Светлане Долгих, но и другому петрозаводскому солисту пианисту Виктору Пелля, исполнившему Первый фортепианный концерт С. Прокофьева. На концерте в дрезденской церкви Св. Луки Виктора вызвали продолжить выступление и сыграть на бис.
Сочинение современного немецкого композитора Ганса-Петера Проя – первое для баяна в его творческом багаже.
– У нас в Германии редко звучит баян, и еще реже появляется новая музыка для этого инструмента, – делится композитор, – многие думают, что в основном только народная музыка на нем исполняется. А ведь он таит в себе множество богатейших красок звучания. Я слушал музыку вашего карельского композитора Альбина Репникова. И во многом благодаря именно ему и Светлане я вдохновился на создание нового опуса.
Один из концертов молодые музыканты дали в церкви города Гримма. Многие помнят, что совсем недавно, в начале лета этого года, здесь и речи не шло о культурном обогащении: город был полностью затоплен. Уровень воды поднялся выше полутора метров. И даже сейчас жители не могут до конца вернуться к обычной жизни. Большинство учреждений, кафе, магазинов закрыты и не работают. Несмотря на это оркестр дал концерт и собрал большое количество слушателей. Организаторы решили, что все вырученные от выступления средства будут направлены на восстановление города.
Главным дирижером во время всего проекта и в Германии, и в России выступил преподаватель оркестрового класса в консерватории Х. Щуца в Дрездене Милко Керстен. И если на немецкой стороне он достаточно известен, то в Петрозаводске маэстро выступил впервые. В дни своего пребывания в столице Карелии гость из Саксонии также провел семинар для студентов, аспирантов и дирижеров симфонического оркестра. За плечами Милко Керстена огромный опыт руководства коллективами. С 1996-года он преподаватель Дрезденской высшей школы музыки. Там же успешно дирижирует постановками оперного класса. Провел множество мастер-классов на различных международных курсах. И вот теперь в Петрозаводске он поделился опытом в технике работы с оркестром.
– Я стараюсь находить контакт с оркестром через показ, эмоции, душевные переживания, – рассказывает Милко Керстен. – Это дает результат, что заметил и я, и, как мне кажется, сами исполнители.
Многие петрозаводские участники проекта выступали за границей впервые.
Екатерина Вилко: «С дирижером на этом проекте было интересно. За несколько дней оркестр, который пришел к нему, не зная твердо программу, возрос до невероятных исполнительских высот. Мы действительно стали прекрасной командой, и даже не зная языка, понимали друг друга».
Матвей Мелешин: «В этом году я окончил колледж по классу фагота. А за десять дней репетиций в Германии я освоил и контрафагот, на котором раньше не играл. Дирижер помог советами, это важно, ведь в нашем совместном оркестре в основном играют совсем еще молодые музыканты».
Петрозаводские музыканты, завершив свои выступления в составе молодежного оркестра, не сложили инструменты в чехлы. Учебный год в музыкальном колледже и консерватории уже начался.
Фото автора