Менеджеры культуры сегодня востребованы как никогда.
«Лицей» уже писал и о программе «Культурный Upgrade», и о семинарах по культурному менеджменту в его рамках. Первый из них состоялся в Карелии, в Петрозаводске – с 22 по 26 сентября. В нем в двух потоках участвовали 50 представителей учреждений культуры республики. По окончании семинара я взяла небольшое интервью у менеджера проекта Натальи Вартапетовой.
– Благотворительный фонд «Северстали» хорошо известен в Карелии, наши учреждения культуры не раз выигрывали его гранты. Но вот обучающий проект появился впервые. Чем это вызвано?
– В условиях рыночной экономики специалистам культурного сектора необходимо адаптироваться к новым вызовам, обладать управленческими и предпринимательскими навыками. Обучение специалистов такого профиля требует особой программы, и в России пока мало специальных образовательных учреждений, готовящих менеджеров культуры. А подобные специалисты сегодня как никогда востребованы в учреждениях культуры.
– Как правило, их обязанности берут на себя руководители…
— Менеджеру в учреждении культуры необязательно обладать полномочиями руководителей, они должны владеть в первую очередь новыми технологиями. Это руководители среднего звена. Они работают как организаторы, менеджеры проектов.
– На пресс-конференции шла речь о том, что конкурс при отборе участников семинара был жесткий. Это так?
– Не сколько жесткий, сколько нацеленный на определенную аудиторию профессионалов в сфере культуры. Во-первых, требовался профессиональный опыт работы в учреждении культуры, соответствующее образование и желание овладеть новыми технологиями. Среди участников семинара в Петрозаводске превалировали представители государственных бюджетных учреждений культуры, муниципальных, районных. Проявили к нему интерес и представители частных организаций.
– Чем определялся выбор экспертов для каждого региона? В Петрозаводске это была Клэри Мидлтон, директор лондонского театра HackneyEmpire, консультант в области культурного менеджмента. Британский совет является партнером «Северстали» в осуществлении проекта.
– Темы работы с аудиторией в каждом из четырех выбранных региона определялись по результатам культурного картирования каждого из них. Для Карелии оказались актуальными такие вопросы, как работа с аудиторией, фандрайзинг, развитие новых продуктов и услуг.
Хочу сказать, что мы не давали конкретные рецепты, рекомендации по решению той или иной проблемы. Их много, и в каждом случае они требуют своих шагов. Мы предлагаем участникам программы по-новому взглянуть на эти проблемы, а значит найти современные и приемлемые именно для них решения.
Третий этап проекта – каскадные презентации и подготовка участниками своих проектов. Здесь уже сами участники семинаров будут передавать свои знания коллегам с помощью презентаций, представляют отчеты менеджеру проекта. И параллельно готовят свои проекты.
– Обязательно ли это для каждого участника семинаров?
– Нет, но участие в следующих этапах позволит участникам применить новые навыки, реализовать конкретные проекты в своей организации, внедрить новые технологии и поделиться ими с коллегами. Авторы восьми, по два от каждого региона, лучших проектов смогут совершить ознакомительную поездку в Великобританию – за знаниями и опытом. Наиболее перспективные проекты получат грантовую поддержку. Как показало наше исследование, получить возможность реализовать свой проект – это важно для многих специалистов культурного сектора, которые были заинтересованы в участии.
– Клэри Мидлтон рассказывала на пресс-конференции, что, начиная новый проект, они прежде всего должны ответить на три вопроса: на какую аудиторию он рассчитан, во сколько обойдется и где взять деньги на его реализацию? Для Москвы, Петербурга, крупных регионов найти ответы не так сложно. А что делать небольшим регионам и городам?
–У каждого региона есть свои преимущества. У Карелии, например, это близость к странам Евросоюза, возможность участвовать в европейских программах, получать гранты от европейских фондов, а, кроме того, безусловно, уникальная история, этническая культура и богатые традиции промыслов.
– Ваши первые впечатления от работы в Петрозаводске (наше интервью состоялось буквально в последний час работы семинара. – В.Ч.)? Удалось ли установить контакт с аудиторией?
– Контакт, безусловно, был, как и интерес к предлагаемым темам. Более конкретно о результатах можно будет говорить, когда начнутся каскадные презентации, появятся отчеты и первые проекты. Тренеры семинаров отметили энтузиазм и интерес участников к программе, а также большой потенциал в развитии и расширении культурных услуг в республике, возможности совместных проектов между различными организациями.