Ирина Ларионова продолжает знакомиться с мастерскими художников. О только что открытой графической мастерской она беседует с Натальей Егоровой.
Уже три недели в Петрозаводске в Арт-слободе работает новая графическая мастерская под руководством Аркадия Морозова и Артема Стародубцева. В ней царит творческая атмосфера, чувствуется небывалое для художников воодушевление. От учеников нет отбою, приходится устраивать занятия в две смены, так как комнатки, где разместилась мастерская, совсем крохотные.
Впечатлениями о мастерской и ее значении в жизни художников размышляет художник Наталья Егорова, отвечающая в Карельском региональном отделении Союза художников России за молодежную секцию.
– Наталья, как возникла идея графической мастерской?
– Для того чтобы рассказать, как возникла идея, сначала надо объяснить, почему она появилась. Дело в том, что Карелия всегда славилась сильной графической школой: вспомните Алексея Авдышева, Олега Юнтунена, Аркадия Морозова, Тамару Юфа, Бориса Акбулатова, Николая Брюханова, Сергея Грязева, Георгия Стронка, Зиновия Львовича и других. В последние лет десять в графике Карелии ощущается некий провал. Практически совсем исчезли все виды печатной графики. Мастера в прошлом, отучившись в лучших столичных вузах, приезжали в Карелию. Теперь ситуация изменилась в корне. Молодые дарования уезжают в столицы и возвращаться не хотят. Те, кто остались в Карелии, желают работать, энергии у них не занимать, но возможности получить профессиональное образование художника очень скудные. В бывшей КГПА готовили преподавателей изобразительного искусства, а в Международном славянском институте – дизайнеров. Существовавшая в одно время графическая мастерская в Международном славянском институте давно закрыта, а заниматься печатной графикой дома совершенно невозможно, ведь процесс этот связан, например, с травлением металла. Нам хотелось, чтобы была такая мастерская, с появлением которой мы могли бы решить две задачи: возродить сильные традиции в области графики в Карелии и объединить творческую молодежь.
– Эту задачу помог вам решить Центр культурных инициатив?
– Да, центр создал Арт-слободу с ремесленными мастерскими и по ходатайству Артема Стародубцева, директора медиа-центра «Vыход», решено было выделить две комнаты для графической мастерской. Конечно, там тесновато, желающих заниматься предостаточно. Приходится заниматься по группам в 6 человек утром и вечером.
– Я увидела в интернете фотографии художника Ивана Смирнова, сделанные во время занятия и поразилась: в них чувствовался творческий дух…
– Это в самом деле так. Во-первых невозможно не попасть под обаяние этих двух уникальных художников-педагогов – Артема Александровича Стародубцева и Аркадия Ивановича Морозова. Поверьте, нигде в столицах так не возятся с молодежью, как это делают у нас. Они от души делятся своими знаниями и идеями и передают свой опыт.
– То есть в мастерской постигается не только ремесло?
– В том-то и дело! Важно поднять интеллектуальный уровень тех, кто приходит в мастерскую. Для этого по воскресеньям в медиа-центре «Vыход» Артем Стародубцев ведет теоретическую часть, читает курс лекций. Уже на первом занятии дали философскую тему для размышления – «Вещь в искусстве». Пока одни думают над взаимоотношениями человека и вещи, другие пытаются осмыслить более глубокую тему – «Метастазы вещи». На втором занятии мы размышляли о пространстве. Впереди нас ждут новые темы для обсуждения. Кстати, на эти лекции вход свободный, на них могут прийти все желающие.
– Судя по таким сложным задачам в результате горожане увидят новую выставку?
– Конечно, мы нацелены на определенный результат. Первая выставка пройдет в медиа-центре « Vыход». Союз художников предоставил для мастерской офортный станок для печати – это очень важно для мастерской, без него никуда. Аркадий Иванович, сам замечательный мастер офорта, принес в мастерскую все свои инструменты! Это ведь то же самое, как если бы скрипач дал поиграть на своей скрипке. Делится своими секретами, в этом ремесле, как и во всяком другом, много тонкостей. Например, краску нужно снять с металлической плоскости так, чтобы она, с одной стороны, проникла в штрихи и, с другой, не осталась на гладкой поверхности. Сейчас пока изучается более простая техника гравирования сухой иглой, без использования кислоты. Аркадий Иванович в этом профессионал. Он сразу видит и слабые, и сильные стороны ученика. Я считаю, что нашей молодежи с ним очень повезло. Бывает, поговоришь с Морозовым днем, а он на следующий день звонит тебе и говорит, что всю ночь не спал, думал и размышлял о том, как решить эту художественную задачу.
– Насколько сложно этому ремеслу выучиться?
– Техники эти не простые. Они дисциплинируют художника, требуют поставленной руки, силы. Нужно хорошо продумать эскиз, соотношение пятен, линий, выбрать технику, а кроме того художник должен представить себе, как это будет выглядеть в зеркальном варианте. Часто даже в самых простых случаях от идеи до воплощения иногда может пройти целая неделя.
– Но, как я поняла, дело же не только в овладении ремеслом?
– Да конечно! Наша художественная среда в Петрозаводске стала какой-то неуютной. Старшее поколение само по себе. Многие молодые уехали. Образовалась какая-то пустота и вакуум. Те, кто остались, очень разрозненны. Нет никакой объединяющей творческой идеи. Дело в том, что художникам неинтересно говорить друг с другом о колбасе, их могут объединить в беседе и в жизни только творческие проекты и общие идеи. И в этом смысле создание графической мастерской просто находка. Мы уже почувствовали плечо друг друга: это так здорово, когда ты знаешь, что не один сидишь дома и что-то порисовываешь, а ты в сообществе близких тебе по духу молодых людей. Когда я в первый раз зашла в мастерскую, была поражена увиденному. Царила всеобщая эйфория. Когда прокатывается на станке еще влажный лист, а ты стоишь за своеобразным штурвалом, чувствуешь себя как рулевой. Это надо видеть!
– Как вы оцениваете этот проект в целом?
– Проект уникальный для Северо-Запада. И тем обиднее, что преподаватели-профессионалы высокого уровня работают бесплатно. Это, конечно, уму непостижимо, что для такого уровня педагогов не нашли возможности оплачивать их труд. У Аркадия Ивановича нагрузка огромная, титаническая, я бы сказала. Графика – ремесло тонкое, и в принципе требует вообще индивидуальных занятий. Ребята скидываются на офортную краску, одна баночка стоит 900 рублей, но оплатить работу преподавателей они, студенты, не в состоянии. Мы надеемся на поддержку спонсоров или меценатов, и, конечно, на Министерство культуры.
– Мне кажется, появление графической мастерской в Петрозаводске может дать импульс всей художественной жизни…
– Я вообще думаю, что осуществление этого проекта в интересах всех жителей нашего города. Это ведь не только возможность реализоваться и найти себя для определенной части молодёжи Петрозаводска. Чем больше в городе будет хороших художников-графиков, тем лучше будет выглядеть всё вокруг, даже наши улицы с точки зрения оформления. Надо понять, что городская среда отчасти формирует наше мировоззрение, а потому эту культурную и благоприятную среду вокруг себя мы должны создавать сами. Среда есть всегда, признаете вы это или нет, но все дело в ее качестве: убогая она или достойная. Многие с чувством сожаления вспоминают об ушедшем времени, они рассказывают, что когда-то Петрозаводск был одним из лучших городов на Северо-Западе, вполне комфортным для проживания. Надо помнить, что когда мы говорим о достижениях своего города или республики, мы не говорим о количестве и качестве супермаркетов, мы вспоминаем имена наших лучших художников, музыкантов, писателей, мы с гордостью рассказываем о наших деятелях культуры. Именно культурная среда определяет статус города или региона.
Офортный станок – главный, рулевой, инструмент в мастерской
Рисунок будущей гравюры на металлической пластине создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных по металлу
Преподаватели мастерской Аркадий Иванович Морозов и Артем Александрович Стародубцев
Офортную краску наносят на доску, затем излишки убирают кусочками картона
После этого, как показывает педагог, краска аккуратно снимается мягкой частью ладони с тем, чтобы с поверхности доски краска ушла, но осталась в бороздках
Фрагмент подготовленной для печати в две краски металлической пластины
Маховое колесо офортного станка. При прокатывании печатной формы между его валами офортная краска с печатной формы оттискивается на увлажненную бумагу
За офортным станком
Получившиеся готовые сырые оттиски снимают и просушивают. Первые результаты работы, когда после стольких трудов на бумаге появляется долгожданное изображение, ни с чем несравнимое удовольствие
Преподаватель мастерской, живописец Артем Александрович Стародубцев ведет воскресный лекторий для графической мастерской в медиа-центре «Vыход»
Фото Ивана Смирнова