Вернисаж с Ириной Ларионовой, Культура

Наталья Егорова: «Культурную среду мы должны создавать сами!»

Преподаватель мастерской, график, живописец Аркадий Морозов вместе с молодыми художниками за работой. Фото Ивана Смирнова

Ирина Ларионова продолжает знакомиться с мастерскими художников. О только что открытой  графической мастерской она беседует с Натальей Егоровой.

Уже три недели в Петрозаводске в Арт-слободе работает новая графическая мастерская под руководством Аркадия Морозова и Артема Стародубцева. В ней царит  творческая атмосфера, чувствуется небывалое для художников воодушевление.  От учеников нет отбою,   приходится устраивать занятия в две смены, так как комнатки, где разместилась мастерская, совсем  крохотные.

Впечатлениями о мастерской и ее значении в жизни художников размышляет художник Наталья Егорова, отвечающая в Карельском  региональном отделении Союза художников России за  молодежную секцию. 

 Наталья, как возникла идея графической мастерской?

–   Для того чтобы рассказать, как возникла идея, сначала надо объяснить, почему она появилась.   Дело в том, что Карелия всегда славилась сильной  графической школой: вспомните Алексея Авдышева, Олега Юнтунена, Аркадия Морозова, Тамару Юфа, Бориса Акбулатова, Николая Брюханова, Сергея Грязева, Георгия Стронка, Зиновия Львовича и других. В последние лет десять в графике Карелии ощущается некий провал. Практически совсем исчезли все виды печатной графики.  Мастера  в прошлом, отучившись в лучших столичных вузах, приезжали в Карелию. Теперь ситуация изменилась в корне. Молодые дарования уезжают в столицы и возвращаться  не хотят. Те, кто остались в Карелии, желают работать, энергии у них не занимать, но возможности получить профессиональное образование художника очень скудные. В бывшей КГПА готовили преподавателей изобразительного искусства, а в Международном славянском институте – дизайнеров. Существовавшая в одно время графическая мастерская в Международном славянском институте давно закрыта, а заниматься печатной графикой дома  совершенно невозможно, ведь процесс этот  связан, например,  с травлением металла.  Нам хотелось, чтобы была такая мастерская, с появлением которой мы могли бы решить две задачи: возродить сильные традиции в области графики в Карелии и объединить творческую молодежь. 

 Эту задачу помог вам решить Центр культурных инициатив?

–  Да,  центр создал Арт-слободу с ремесленными мастерскими и  по ходатайству Артема Стародубцева, директора медиа-центра  «Vыход», решено было выделить две комнаты для графической мастерской. Конечно, там тесновато, желающих заниматься предостаточно. Приходится  заниматься по группам в 6 человек утром и вечером.

–   Я увидела в интернете фотографии художника  Ивана Смирнова, сделанные во время занятия и поразилась: в них чувствовался творческий дух…

–  Это в самом деле так. Во-первых невозможно не попасть под обаяние этих двух уникальных художников-педагогов  –  Артема Александровича Стародубцева и Аркадия Ивановича Морозова.  Поверьте, нигде в столицах так не возятся с молодежью, как это делают у нас. Они от души делятся своими знаниями  и идеями и  передают свой опыт. 

 То есть в мастерской постигается не только ремесло?

–   В том-то и дело! Важно поднять  интеллектуальный уровень тех, кто приходит в мастерскую. Для этого по воскресеньям в медиа-центре «Vыход» Артем Стародубцев ведет теоретическую часть,  читает курс лекций. Уже на первом занятии дали философскую  тему для размышления – «Вещь в искусстве».  Пока одни думают над взаимоотношениями человека и вещи, другие пытаются осмыслить более глубокую тему  –   «Метастазы вещи». На втором занятии мы размышляли о пространстве.  Впереди нас ждут  новые темы для обсуждения. Кстати, на эти лекции вход свободный, на них могут прийти все желающие. 

 Судя по таким сложным задачам в результате горожане увидят новую выставку?

–  Конечно, мы нацелены на определенный результат. Первая выставка пройдет в медиа-центре « Vыход».  Союз художников предоставил для мастерской офортный станок для печати – это очень важно для мастерской, без него никуда. Аркадий Иванович, сам замечательный мастер офорта, принес в мастерскую все свои инструменты! Это ведь то же самое, как если бы скрипач дал поиграть на своей скрипке. Делится своими секретами, в этом ремесле, как и во всяком другом, много тонкостей. Например, краску нужно снять с металлической плоскости так, чтобы она, с одной стороны,  проникла  в штрихи  и, с другой,  не осталась на гладкой поверхности. Сейчас  пока изучается более простая  техника гравирования сухой иглой, без использования кислоты. Аркадий Иванович  в этом профессионал. Он сразу видит и слабые, и сильные стороны ученика. Я считаю, что  нашей молодежи с ним  очень повезло. Бывает, поговоришь с  Морозовым днем, а он на следующий день звонит тебе и говорит, что всю ночь не спал, думал и размышлял о том, как решить эту художественную задачу. 

–  Насколько сложно этому ремеслу выучиться?

–  Техники эти не простые. Они дисциплинируют художника, требуют поставленной руки, силы. Нужно хорошо продумать эскиз, соотношение пятен, линий, выбрать  технику, а кроме того  художник должен представить себе, как это будет выглядеть в зеркальном варианте.  Часто  даже в самых  простых случаях от идеи до воплощения иногда может пройти целая  неделя. 

 Но, как я поняла,  дело же  не только в овладении  ремеслом?

–  Да конечно!  Наша художественная среда в Петрозаводске  стала какой-то неуютной. Старшее поколение само по себе. Многие молодые уехали. Образовалась какая-то пустота и вакуум. Те, кто остались, очень разрозненны.  Нет никакой объединяющей творческой  идеи. Дело в том, что художникам неинтересно говорить друг с другом о колбасе, их могут объединить в беседе и в жизни только творческие проекты и общие идеи. И в этом смысле создание графической мастерской просто находка. Мы уже почувствовали плечо друг друга:  это так здорово, когда ты знаешь, что не один сидишь дома и что-то порисовываешь, а ты в сообществе  близких тебе по духу молодых людей.  Когда я в первый раз зашла в мастерскую, была поражена увиденному.  Царила всеобщая эйфория.  Когда прокатывается  на станке  еще влажный лист, а ты стоишь за своеобразным штурвалом, чувствуешь себя как рулевой.  Это надо видеть! 

 Как вы оцениваете этот проект в целом?

–  Проект уникальный для Северо-Запада. И тем  обиднее, что преподаватели-профессионалы высокого уровня  работают бесплатно. Это, конечно, уму непостижимо, что для такого уровня педагогов не нашли возможности оплачивать их труд.  У Аркадия Ивановича нагрузка  огромная, титаническая, я бы сказала.  Графика – ремесло тонкое, и в принципе требует вообще индивидуальных занятий. Ребята скидываются на офортную краску, одна баночка стоит 900 рублей,  но оплатить работу преподавателей они, студенты,  не в состоянии.  Мы надеемся на поддержку спонсоров или меценатов, и, конечно, на Министерство культуры. 

–   Мне кажется, появление графической мастерской в Петрозаводске может дать импульс всей художественной жизни…

–   Я вообще думаю, что осуществление этого проекта  в интересах всех жителей нашего города. Это ведь не только возможность реализоваться и найти себя для определенной части  молодёжи  Петрозаводска. Чем больше в городе будет  хороших художников-графиков, тем лучше будет выглядеть всё вокруг,  даже наши  улицы с точки зрения оформления. Надо понять, что  городская среда отчасти формирует наше мировоззрение, а потому эту культурную и благоприятную среду вокруг себя мы должны создавать сами.  Среда  есть всегда, признаете вы это или нет, но все дело в ее качестве: убогая она или достойная.  Многие с чувством сожаления вспоминают об ушедшем времени, они рассказывают, что когда-то Петрозаводск был одним из лучших городов на Северо-Западе, вполне комфортным для проживания. Надо помнить, что когда мы говорим о достижениях своего города или республики, мы не говорим о количестве и качестве  супермаркетов, мы вспоминаем имена наших лучших художников, музыкантов, писателей, мы с гордостью рассказываем о наших деятелях культуры. Именно культурная среда определяет статус города или региона.

 

 

Офортный станок – главный, рулевой, инструмент в мастерской

Рисунок будущей гравюры на металлической пластине создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных по металлу

 Преподаватели мастерской  Аркадий Иванович Морозов и Артем Александрович Стародубцев

 Офортную краску наносят на доску, затем излишки убирают кусочками картона

После этого, как показывает педагог, краска аккуратно снимается мягкой частью ладони с тем, чтобы с поверхности доски краска ушла, но осталась в бороздках

Фрагмент подготовленной для печати в две  краски металлической пластины

Маховое колесо офортного станка. При прокатывании печатной формы между его валами офортная краска  с  печатной формы оттискивается на увлажненную бумагу

За офортным станком

Получившиеся готовые сырые  оттиски снимают и просушивают. Первые результаты работы,  когда после стольких трудов на бумаге появляется долгожданное изображение, ни с чем несравнимое удовольствие

 Преподаватель мастерской, живописец Артем Александрович Стародубцев  ведет воскресный лекторий для графической мастерской в медиа-центре «Vыход»

 

Фото Ивана Смирнова