В «Творческой мастерской» сезон начался с приезда гостей. Гёте-институт и Новый Императорский театр из Санкт-Петербурга представили совместный проект «Лебеди».
Режиссёр берлинского Дойчес театра Йозуа Рёзинг в своём приветственном слове поведал зрителям о том, в какие временные и пространственные рамки заключены события спектакля и о символичном значении его названия. В представлении автора пьесы «Лебеди капитализма» Маттиаса Науманна экономическая система – это озеро, а субъекты хозяйственных отношений – лебеди, скользящие по глади воды.
На сцене появились четыре девушки-лебедя. Движения их рук-крыльев на протяжении всего действия будут неспокойны, что передаёт скорость течения времени и его наполненность круговоротом дел. Режиссёр отобразил разные аспекты мировой экономики, не используя декорации, – все события развёртываются на фоне белого полотна, на котором временами зрители видят «прямое включение» с судна, захваченного пиратами.
Тема спектакля – экономическое общество. Наблюдаешь за действием и вспоминаешь об одном из главных условий капитализма – все ресурсы ограничены, в том числе денежные. Следствием этого является неравенство — разделение на бедных и богатых, на тех, кто отдаёт, и тех, кто получает, на выигравших и проигравших.
В рыночных отношениях задействованы люди, но по сути это бездушный механизм, которому всё равно, какие обстоятельства жизни у того или иного человека. Без эмоций и сантиментов определённая прослойка бизнесменов читает сообщения о бедствиях и катастрофах, воспринимая случившееся исключительно как информацию, на основании которой можно получить доход. Они вкладывают деньги в ценные бумаги, рассчитывая на повышение стоимости акций, не задумываясь, какие дела – благие или разрушительные – будут благодаря этому профинансированы. Любое событие может обогатить – главное, всё правильно рассчитать. Все эти идеи и отражены в спектакле.
Лейтмотив постановки «Лебеди» — поиск Тиной ответа на вопрос, какова истинная стоимость денег. Купюры капиталистического общества не имеют материального обеспечения – они в ходу только благодаря гарантиям государства. Но их же порой приобретают ценой чьих-то жизней и чьего-то благополучия. Финансовая независимость – допуск в особый мир со своими правилами и радостями.
Но возможны ли в условиях рынка иные правила и допустима ли иная цена денег? И если нет, то к какой экономической системе следует стремиться обществу? И возможен ли экономический механизм, приносящий всем счастье?
Спектакль воспринимается как зеркало современного мироустройства, затрагивая проблемы сегодняшнего дня. Он ставит перед зрителями вопросы, но ответы предстоит искать нам самостоятельно.