Главное, Дом актёра, Культура

Пятьдесят оттенков театрального

Снежана Савельева
Снежана Савельева

Председателю Союза театральных деятелей Карелии, главному режиссёру Негосударственного авторского театра Ad LibeRum Снежане Геннадьевне Савельевой — 50 лет! Актриса, режиссёр, драматург, сценограф, хореограф, завмуз, завпост, «художник, портной, кто ты будешь такой…», а с недавних ещё и видный театральный деятель. Иначе как человеком Возрождения Снежану Савельеву не назовёшь.

Снежана Савельева пришла костюмером и бутафором в театр прямо со школьной скамьи, после десятого класса. Это был театр универсальных артистов — Ленинградский мюзик-холл. Впрочем, Снежана никогда и не жила вне театра, как любой театральный ребёнок. Её папа и мама — Раиса Калугина и Геннадий Савельев — трудились в Норильске в своём театре: мама — режиссёром и хореографом, папа — сценографом и практически всем остальным. Может быть, потому, когда труппу Русского театра драмы отправили в свободное плавание, Снежана так смело встала у руля, что она с детства знала, что свой театр — это не страшно, а весело, хотя иногда и голодно.

Осенью 1990 года Снежана Савельева была принята в качестве актрисы на работу в Русский театр драмы. К началу XXI века она была уже одной из ведущих артисток труппы, поистине универсальной актрисой! Её эксцентрические клоунские дуэты со Станиславом Бершадским и уморительно-комические с Владимиром Сотниковым помнятся до сих пор. Несмотря на все внутренние сложности, Русский театр драмы рубежа веков был ещё полноценным драматическим театром с более или менее сбалансированной труппой. Как и во всех театрах перестроечного и постперестроечного времени, были сложности с актёрами среднего возраста, но зато были великолепные актёры-старейшины, партнерство с которыми стало настоящей актёрской школой! Юрий Гришмановский, Геннадий Мелехин, Константин Пилипенко, Ирина Васильева, Раиса Хабарова, Эльвира Утикеева, Григорий Годарев, Игорь Румянцев, Николай Королев, — каждый из них не только актёр, но и интереснейшая личность, целая эпоха театра! А ведь ещё был Музыкальный театр и его солисты-вокалисты, и балетные артисты, в тесном контакте с которыми работала драма.

За 12 лет работы Снежана Савельева создала около полусотни разноплановых по содержанию и характеру ролей, из них более десятка — главных. Уже с середины девяностых Снежана Савельева проявила себя как актриса ярко выраженной индивидуальности. В работе над образами внутри режиссёрской задачи ей как актрисе всегда была свойственна саморежиссура: самостоятельная работа над пластическим рисунком роли и речевой характеристикой героя. Как правило, предложения зрелой Савельевой принимались режиссёрами, и в конце века роли уже отдавались ей на откуп.

Основные роли Снежаны Савельевой 90-х годов — Николь Гиз в спектакле «Публике смотреть воспрещается» по Жану Марсану, Липочка в «Банкроте» по А.Н. Островкому, Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Устинька в спектакле «Праздничный сон до обеда» А.Н. Островского, Тень в одноимённом спектакле по Евгению Шварцу и многие другие — комические и острохарактерные, выполнены крупными, яркими мазками.

Снежана Савельева в Русском театре драмы

Снежане Савельевой удавались и роли социального плана, такие, как Надя в «Бегущих странниках», и роли с ярко выраженной лирической и даже трагикомической направленностью, например, Натуся в «Плачу вперёд», но более всего, конечно, комедийные, гротесковые, эксцентрические образы с ярко выраженным характером.

Первая «своя», истинно клоунская роль, Савельевой в Русском театре драмы случилась в 1994 году — это была Колетта Барнье в спектакле «Оскар» режиссера Геннадия Тростянецкого в мюзикле М. Самойлова по пьесе Клода Манье. Это яркая клоунская работа, одна из лучших в спектакле. Также среди её работ этого периода можно отметить необычную и интересную по актёрским задачам роль Онки в спектакле «Горбун» по С. Мрожеку в 1996 году.

Ещё одним из достижений актрисы стала органичность и многоплановость существования на сцене, а также умение стремительно переключаться из одного регистра в другой, свободно лавируя между театральными жанрами. Роль Нади в спектакле «Бегущие странники» А. Казанцева в постановке Геннадия Мая в 1998 году, как и весь спектакль, стала значительным театральным событием года. В 1999 году Снежана Савельева по итогам минувшего театрального сезона в конкурсе «Онежская маска» получила первую премию в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение роли Нади в «Бегущих странниках». В статье «Свершилось» театрального критика и журналиста Николая Прокопца в газете «Петрозаводск» (17 сентября 1999 года) говорилось: «В своей главной роли сезона Надежды Снежана разогнала маятник своего актерского диапазона до предельной высоты. От травести и инженю, от комедийной маски до характерной трагедийной старухи… состоялась драматическая актриса с огромным потенциалом трагикомического дарования…»

Игровая, травестийная природа Снежаны Савельевой помогала создавать ей точные и верные образы в сказках и детских спектаклях. В постановках детского репертуара каждая работа актрисы — это бесспорная удача! В сказках Снежана Савельева играла центральные роли, на которых держится весь спектакль: хитрая Лиса в «Золотом цыплёнке» и доверчивая Принцесса в спектакле «Кот в сапогах»; трогательный Маленький принц и нежная Роза в спектакле «Маленький принц»; мальчишеские, хулиганские образы Гека и Тома в «Приключениях Гекльберри Финна»; справедливый Чиполлино в одноимённом спектакле и жизнерадостный Тигра в сказке о Винни-Пухе; кровожадная и добродушная Маленькая разбойница в «Снежной королеве» и стремительный весёлый Карлсон на роликах в сказке по А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

На рубеже веков в исполнении Снежаны Савельевой даже маленькие, эпизодические роли, такие как Флора в спектакле «Татуированная роза» по Т. Уильямсу в постановке Андрея Андреева, обращают на себя внимание публики и критики своей яркостью и органичностью. А в таких экстравагантные образах, как роли Ведьмы и Панночки в «Вие» по Н.В. Гоголю, гротескных ролях Вора, Чёрта и Ёлки в гиньоле «Ванька-рататуй» или ярко характерный роли негритянки Белоснежки в комедии «Салон месье Амедея» А. Рейно-Фуртона Снежана Савельева легко задействовала весь свой комический потенциал. Так постепенно и незаметно роли Снежаны Савельевой становились центральным событием спектакля. Но к тому времени и самой Снежане стало тесно в актёрских рамках.

Снежана Савельева стала организатором, вдохновителем и создателем бред-шоу театра «Дуралеи». «Дуралеи» дебютировали спектаклем «Палата №6» в конце 1998 года. Уже тогда была заявлено основное направление театра — клоунское шоу. Как театр коллектив бред-шоу «Дуралеи» получил признание публики в 2000 году, когда бы выпущен его спектакль «Между жизнью и .. .сновидением» по пьесе Э. Ионеско «Жертвы долга», ставший визитной карточкой театра. Трактовка материала пьесы, декорации, костюмы, подбор музыки, мизансцены, – всё соответствовало эстетике абсурда.

«Дуралеи» — это жанровый театр с четко выдержанной стилистикой, тяготеющий к клоунаде, к абсурду, к гротеску. На III Международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» первая режиссерская проба на чрезвычайно сложном материале пьесы абсурда Э. Ионеско получила высокую оценку жюри, московской и петербургской театральной критики. По итогам фестиваля постановка Савельевой «Между жизнью и… сновидением» стала лауреатом «Ламбушки», получила специальный приз СТД, спектакль был приглашен на фестиваль «Рождественский парад» в Санкт-Петербург, где бред-шоу-театр стал одним из открытий и победителем фестиваля. Потом Снежана занималась Б. Брехтом, начала работу над С. Беккетом…

Снежану заметили и власти: в 1999 году ей дали правительственную стипендию, в 2002-м она была удостоена почетного звания «Заслуженный артист Республики Карелия». Снежана по жизни победитель, и ей всегда всё удавалось. Но настоящие победители — это те, кто умеет увидеть в проблеме — задачу, а в фиаско — ресурс. После того как худсовет театров не выпустил на сцену важный для Снежаны как для режиссёра спектакль «Мамаша Кураж и её дети», она уехала в Москву в Институт имени Щукина учиться режиссуре. Мастером курса у них был Александр Михайлович Поламишев. Годы учёбы и работы в театре на Таганке были насыщенными: и в Москве Снежана успела застать актёров-старейшин и поучиться у них.

В 2006 году бывшая актриса Русского театра драмы Снежана Савельева вернулась в театр в новом качестве — режиссёра, а затем и главного режиссёра. Дипломный спектакль по мотивам романа К. Сергиенко «Прощай, овраг!» своими песнями-зонгами, обнаруживающими новую точку зрения на проблему и дающими новое знание о герое, на новом витке напомнил о «Мамаше Кураж». Но к Брехту и Беккету Снежана вернётся уже в «Ad LibeRum», а пока — во время ремонта основной сцены — театр под названием «100 дней» должен ставить кассовые спектакли. И спектакли сыплются, как из рога изобилия. Сцена камерная, зрители близко. В течение трёх сезонов труппа Русского театра драмы под руководством Снежаны Савельевой пахала изо всех сил. А когда пришло время переезжать в отремонтированный дом, оказалось, что они лишние.

Труппа Русского театра драмы
Труппа Русского театра драмы

Без Снежаны — организующего ядра — театр бы не выжил и не выстоял. Но они выжили, и несмотря на экономические трудности среди потока кассовых комедий и мелодрам Снежана поставила и «В ожидании Годо», ставший лауреатом фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге, и «Мамашу Кураж и её дети», и «Территорию памяти». И в пятилетие «Ad LibeRum» режиссёр и артисты с гримом на лице, удачно скрывающем истинные эмоции, принимали поздравления. А будни театра «Ad LibeRum» нашли своё философское отражение в эксцентрическом «Лунатик-шоу».

Сцена из спектакля "Лунатик-шоу". Фото из группы vk.com/adliberum
Сцена из спектакля «Лунатик-шоу». Фото из группы vk.com/adliberum

С открытием сценической площадки Дома Актёра у Снежаны появилась постоянная возможность говорить с зрителями о серьёзном: спектакль «Не покидай меня», заслуженно отмеченный как «Лучший спектакль военной тематики» предыдущей «Онежской маской», «Старосветские помещики», недавняя премьера «Бессмертный барак». Снежана Савельева в свои 50 лет в прекрасной творческой форме: энергии ей и её артистам не занимать, они успевают репетировать, шить костюмы, выпиливать и красить декорации, записывать музыку. Сейчас у Снежаны Савельевой есть целый театр единомышленников, ставших под её чутким руководством такими же театральными универсалами, «людьми Возрождения», как сама Снежана.

 

Фото предоставлены автором публикации