Образование, Школа и вуз

«Зато как удобно контролировать!» 

Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой

Фото Марии ГолубевойМинобрнауки проводит сегодня  заседание Совета по стандартам, на котором планируется принятие новых образовательных стандартов.

С призывом подписать открытое письмо против нового образовательного стандарта по литературе обратился Сергей Волков, известный преподаватель-словесник.

В своем аккаунте в Фейсбуке он написал:

«В стандарт опять внесли длиннющие списки книг, тем, понятий в невозможном объеме — 235 произведений с 5 по 9 класс. Причем их впервые с советского времени жестко привязали к годам обучения. Это — немыслимо.

По факту в стране возникает одна-единственная программа, все нынешние будут свернуты. Ваши дети учатся сейчас по одной из нескольких утвержденных программ? В них есть вариативная часть? Они сами могут иногда с учителем выбирать книжки? Они могут читать современную, интересную для детей литературу? Помашите всему этому лапкой. Единая, неделимая, перегруженная, забетонированная программа на всем пространстве РФ. С Муму и Бульбой. В 5 и в 6 классе. Зато как удобно контролировать!» 

Учителя и вузовские преподаватели написали открытое письмо протеста. Среди подписавших его, пишет Сергей Волков, гордость нашего филологического образования.

Вот полный текст открытого письма:

Открытое письмо учителей литературы, методистов, вузовских преподавателей

19 марта, на следующий день после выборов Президента, Минобрнауки проводит заседание Совета по стандартам, на котором планируется принятие новых образовательных стандартов.

Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам.

Мы убеждены, что проект новой редакции образовательного стандарта основной школы, по крайней мере в части, касающейся нашей профессиональной сферы – преподавания литературы, не может быть принят по следующим причинам.

Документ грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6 класса. Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений.

Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно.

Программа перегружена произведениями (двести тридцать пять произведений за пять лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны.

Произведения жёстко прикреплены к классам, в которых они изучаются. Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребенка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему.

Сейчас в России есть несколько линеек учебников литературы, по которым учатся дети. В них одни и те же произведения из обязательного списка могут изучаться в разных классах, в новом же проекте этому разнообразию подходов положен конец, существующие линейки учебников аннулируются.

В рамках предложенной версии стандарта создается ситуация, когда в рабочих программах учителей становится невозможно учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. Это подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности, инклюзивного образования школьников.

Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения. Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью.

Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков.

Таким образом, предложенный в проекте документа список произведений является серьёзным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берёт в расчёт изменившихся практик чтения, не отвечает вызовам времени.

Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления.

Отметим и юридическую несообразность проекта. Он предполагает безальтернативность учебника и единообразие рабочих программ по всей стране, тогда как в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” (п. 7 статьи 12 ФЗ №273) сказано, что рабочие программы по предметам составляются на основе примерных образовательных программ. Таким образом, принятие данной версии  стандарта ведет к нарушению Федерального закона “Об образовании” и антимонопольного законодательства, так как может вызвать конфликт интересов лиц, являющихся составителями учебников, программ итоговой аттестации и образовательных стандартов одновременно.

Особо заметим, что все обозначенные несообразности документа неоднократно становились предметом общественных обсуждений. Следовательно, мнение профессионального сообщества составителями документа не учитывалось. Уверены, что это точно не является продуктивным вектором образовательных реформ.

Таким образом, проект стандарта составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования.

Принятие документа в ближайшей перспективе может стать преградой для совершенствования методики преподавания литературы, значительно ухудшить ситуацию с качеством преподавания предмета в стране и интересом учащихся к чтению. Учитывая важнейшую мировоззренческую роль литературы в формировании национальной идентичности, в российском культурном коде, полагаем, что данный документ не окажет позитивного влияния на развитие нашей страны.

Мы считаем необходимым:

  • отказаться от жёсткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка;
  • продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы как оптимального документа, прошедшего серьёзное общественное обсуждение, утверждённого юридически; для дальнейших реформ провести масштабные исследования, мониторинги и по-настоящему публичные общественные консультации.
  • Надеемся на то, что дальнейшее совершенствование образовательной системы России будет вестись с учётом мнения профессионального сообщества, в открытом, ответственном диалоге.

 

Источник: slovesnik.org

UPD. Минобрнауки РФ решило перенести заседание Совета по стандартам, на котором планируется принять новые образовательные стандарты по литературе. Об этом сообщили в пресс-службе министерства 19 марта. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/5046203