Главное – сберечь. Так считает реставратор Александр Байер, ретроспективная выставка работ которого открылась в Музее изобразительных искусств Карелии.
Сохранить, и уж потом можно будет и разбираться – кто гений, кто просто мастер. А спасать приходится многое – на выставке «Возрожденные шедевры» представлены работы выдающихся русских художников из коллекции древнерусской живописи музея. Кстати, коллекции икон в нашем музее одна из лучших в России, не случайно сюда ежегодно приезжают на практику и работают в залах будущие иконописцы – студенты Московской духовной академии.
На этикетке, которая сопровождает каждый экспонат, фамилия художника, название работы. И совсем внизу короткая надпись, словно приписка: «Реставрация: Александр Байер».
Реставратор – профессия штучная, такой она была всегда, в массовом порядке их не готовят и сегодня. Хотя, скорее, это не призвание, а особый талант и особый склад характера. Несколько лет назад в музее в Сольвычегодске мне довелось краешком глаза увидеть работу реставраторов. Музей крошечный, расположен был в бывшем храме, специального помещения для реставрационных работ не было, и реставраторы работали прямо в выставочном зале. Они начинали расчищать старинную икону. Перчатки, скальпель, ощущение священнодействия как в операционной. Одно из главных правил реставраторов, как и у врачей, – не навреди. Мы надеялись увидеть хотя бы какой-то результат, но не удалось: реставраторы продвигались со скоростью по миллиметру в час.
Александр Иванович Байер окончил Ленинградское художественное училище имени В. Серова, получив специальность художника-реставратора масляной живописи. Приехав по распределению в Петрозаводск в 1970 году, он поступил в Карельскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую, где получил специализацию по реставрации темперной живописи (икон). А здесь поле деятельности для реставраторов было огромным!
Вспомните страстные очерки Владимира Солоухина, Василия Белова, выступления Савелия Ямщикова, которого и сегодня зовут реставратором всея Руси… Люди словно опомнились и осознали, что икона – не только предмет культа, но произведение древнерусского искусства.
Сотни экспедиций, не только специалистов, но и самодеятельных, отправлялись на поиски «черных досок» (термин В. Солоухина). И находили, но в каком виде! В одной избе хозяйка использовала икону, доставшуюся от прабабушки, в качестве гнета в бочке с квашеной капустой, в другом доме иконой заменили сгнившую ступеньку, ведущую в избу, в третьем иконой с едва уже заметным ликом заткнули дыру в курятнике… Хозяева, особо не чинясь, расставались со своими сокровищами. Но спасти было мало — нужно было вернуть к жизни.
Если только перечислить коротко то, что удалось сделать Александру Ивановичу Байеру в Карелии, то и перечень более чем впечатляет.
Ряд лет Байер проводил консервационные мероприятия на иконах Успенского собора в Кеми, которые в результате неблагоприятных условий хранения в деревянном не отапливаемом здании пришли в аварийное состояние. Реставратор раскрыл авторскую живопись на уникальных иконах Деисусного чина раннего XVI века из Зосимо-Савватиевского придела этого собора, реставрировал иконы четырех верхних ярусов основного иконостаса второй половины XVII века. Эти монументальные иконы были привезены в петрозаводскую мастерскую, укреплены, а многие из них расчищены силами одного человека – реставратора Байера. Сегодня трудно даже представить, в каком виде они попали в мастерскую реставратора, только снимки, сделанные в то время, свидетельствуют о масштабе его работе.
Александр Байер отреставрировал иконы Крестовоздвиженской церкви в Петрозаводске. Принял активное участие в организации и проведении разборки резного иконостаса Преображенской церкви в Кижах перед началом ее реставрации, за что получил благодарность объединения «Росреставрация».
Последние 20 лет Александр Иванович находится непосредственно в штате Музея изобразительных искусств. И его вклад, как и многолетнего хранителя и собирателя коллекции иконописных работ Владимира Георгиевича Платонова, трудно переоценить. Коллекцию составляют более 2,5 тысяч работ. Это практически все подлинники, которые удалось собрать на территории Карелии и исторических регионов Севера России.
Только несколько примеров. Комплекс иконостаса из 10 трехрядных икон XVII века из Водлозерского погоста побывал на многих выставках в России и за рубежом. Замечательная по художественной выразительности монументальная икона «Спас в силах» XVII века из села Ковда, украшавшая ряд выездных выставок музея, привлекает особое внимание в его постоянной экспозиции. Северная алтарная дверь второй половины XVII века «Благоразумный разбойник» из села Типиницы дополнила коллекцию отреставрированных икон заонежских мастеров второй половины XVII века. Интересны раскрытые Байером произведения иконописцев, работавших в XVII — XVIII веках в отдаленных уголках Карелии, — в районе озера Сегозеро, на северо-западном берегу Онежского озера, в пудожских деревнях и селах.
Отдавая много времени реставрации древнерусской живописи, Александр Иванович никогда не забывал, что в училище он получил специализацию реставратора масляной живописи. Многие картины русских мастеров XVIII — XIX вв. из собраний Музея изобразительных искусств и Национального музея Карелии были отреставрированы им в 1980-1990-е годы.
Одна из последних работ Байера, помеченная 2018 годом, — портрет великой княгини Марии Федоровны, жены Павла I, работа Федора Рокотова. Визитная карточка нашего музея — картина «Петр I» кисти Августа Толяндера — стала таковой благодаря реставратору Александру Байеру.
Выставка обширна, ее создателя позаботились о том, чтобы полно и выразительно показать многогранную деятельность замечательного реставратора. Правда, это отнюдь не подведение итогов работы Байера. В одной из публикаций его назвали соавтором старых мастеров. Но если подумать, зачем ему идти в соавторы, даже к известным и маститым? У него есть свое дело, которому он посвятил свою жизнь. И свое имя. Побывав на выставке в Музее изобразительных искусств, которая сейчас развернута там, вы с этим согласитесь.