С русским американцем Виктором Сиротиным я познакомилась в начале 2005 года. То есть познакомилась заочно: как с публицистом, автором статьи «Кто виноват и что делать», которую он на авось прислал в журнал «Север». Публицистика жанр сложный, дается далеко не каждому, но в данном случае ответ был очевиден: срочно в номер! Сиротин открыто, без обиняков говорил о том, что во всех своих бедах русскому человеку следует винить прежде всего себя, что «беды, свалившиеся на Россию, явились не в одночасье, да и вообще не сваливались на нее. Большинства нынешних проблем попросту не было бы, если б народ являл собой крепкую духовную единицу, на которой только и может зиждиться долговременная структура государства». Естественно, реакция была неоднозначной, однако в данном случае обижаться на Сиротина все равно что обижаться на врача, который указывает на больное место. Затем последовали статьи о Лермонтове и Гейне… Потом я с удивлением узнала, что по основной профессии Виктор скульптор, его работы хранятся в российских и зарубежных музеях.
– Итак, на ваш взгляд, мы действительно провинциальны? Я спрашиваю в прямом смысле этого слова, подразумевая худшие черты провинциальности.
– Бывает так, что уезжать просто поздно, какая-никакая жизнь состоялась. Кстати, вы сами нашли в Америке то, ради чего уехали?
– Да, бывает, что и поздно… В этом случае делай по возможности все, к чему способен, и ни на что особенно не рассчитывай… Если на это хватит мужества, то все может образоваться. Примеров немало. На второй вопрос отвечаю: нет, не нашел. В США далеко не идеален государственный и социальный механизм. В принципе, это все тот же Дикий Запад, который мы видим в вестернах, только причесанный, технически оснащенный и более продуманный. В духовном и творческом плане это страна с перевернутыми с ног на голову ценностями. Поэтому, удачно загоняя мяч в дырку на земле, ты можешь сказочно обогатиться. Таким образом игрок в гольф Тайгер Вудз только за прошлый год заработал 100 миллионов. Я что-то не слышал, чтобы нечто подобное произошло с музыкантом, художником или поэтом. Ставка делается на склонность к развлечениям, на толпу, жаждущую хлеба и зрелищ. В стране есть, конечно, прецеденты высокого творчества. Но для того чтобы кто-то поставил на тебя, ты должен в три погибели прогнуться, дабы пролезть в игольное ушко «американских ценностей» и образа жизни. Если же ты живешь в соответствии со своим внутренним миром, то, как бы деятелен ты ни был, обречен быть изгоем. В США, чтобы достичь успеха в любой области, мало быть лояльным правительству и жить по законам – платить налоги и прочее. Ты должен еще соответствовать стандарту американского образа жизни. То есть подчинить свое мировоззрение и свою сущность общепринятым, проще говоря, обывательским, ценностям. Именно это делает невозможным истинное творчество, которое всегда свободно и личностно. Впрочем, по большому счету так было всегда и везде.
Тем не менее в США есть достоинства, которые хорошо бы позаимствовать России. Прежде всего это относительно хорошая социальная защищенность, высокая обиходная культура общения и трогательное отношение к жизни – не только человеческой, но к жизни вообще. За примером незачем далеко ходить. Вы, Яна, насколько я знаю, уволены с должности главного редактора журнала «Север». Теперь вы безработная, к тому же без всяких пособий… Дело тут не только в несправедливости. Это еще и не по-хозяйски. Культурная элита должна заниматься своим делом, а не работать… кинологом, как то было с вами. Это чудовищно! Далее, мне стало известно, что на великолепно организовавшего прошедший Всероссийский праздник поэзии Николая Прокопца хотят подать в суд по ничтожному поводу. Это уже, знаете, ни в какие ворота! Это и есть «передоновская реальность»! Именно эта реальность заставляет людей оставлять свои отечества. Именно по этой причине предателями Родины являются не те, кто уехал, а те, кто вынудил их к этому.
…В заключение еще один неожиданный ракурс: Виктор Сиротин лично изобрел новый вид единоборства – русскую сферическую защиту. Боевыми искусствами он увлекался с юности, овладел каратэ, кун-фу, айкидо. Впоследствии, изучая древнерусскую культуру, мировоззрение и сохранившиеся в изображениях, былинах и русском танце элементы боя, на этой основе разработал свою систему, которую реализовал в Америке, открыв собственную школу. Как предполагает Сиротин, русские витязи использовали систему расслабления тела в бою с превосходящим числом противников, поэтому пять-шесть человек могли драться с целым отрядом кочевников. Витязей формировали из представителей благородного сословия, обучая их умению сражаться с младенчества. Витязь на коне мог использовать до семи видов оружия: нож, меч, булаву, стрелы или дротик – в зависимости от ситуации. Впоследствии навыки русского одиночного боя были утеряны. Сиротин реставрировал эти принципы буквально по крупицам, через сумму объемных движений: вращательных, скользящих, сокращающих расстояние кувырков во всех направлениях, падение, примыкание к земле. В его школе постоянно обучаются от десяти до двадцати студентов.
Сейчас искусство самообороны актуально в любой стране. Еще лет двадцать назад в Америке было довольно спокойно, а теперь может случиться все что угодно, и не только в бедных кварталах. Итак, в том числе и из рукопашного боя Виктор выходит победителем.