Образование, Учитель

Людмила Гусева: «Не дети пошли за мной – я пошла за ними»

Людмила Гусева. Фото Юлии Бараевой
Людмила Гусева. Фото Юлии Бараевой

«Поначалу казалось, глухие дети словно высасывают энергию. А теперь они наоборот дают её мне. Я сегодня шла из школы, а как будто и не работала целый день!»

Людмила Николаевна Гусева преподает физкультуру детям глухим и слабослышащим, с замедленным психическим развитием. Накануне Международного дня защиты детей «Лицей» поговорил с ней о радостях и трудностях ее работы, её особых учениках.

 

«Сначала был шок»

Сейчас работать с глухими детьми Людмиле Николаевне нетрудно, однако поначалу, когда только пришла в петрозаводскую школу №25, сильно переживала. До того работала тренером, учителем физкультуры и никогда не общалась с глухими людьми.

– Сначала у меня был шок. Как себя вести, я не знала. Но все получилось: даже не дети пошли за мной – я пошла за ними. В школе есть классы для глухих и слабослышащих детей, для детей с замедленным психическим развитием и общеобразовательные. В первый год работы у меня было несколько особенных классов, а затем я вела уроки уже во всех классах глухих. В них меньше детей – это и плюс, и минус. Когда учеников много, с ними можно поиграть в любые игры. Если в классе три-шесть человек, ситуация для учителя вроде бы проще, но играть проблемно, приходится все от первой до последней минуты проделывать вместе с детьми. Сейчас они выросли, уже сами могут проводить разминку и организовывать игры.

Приключения начинаются, когда ребята выходят за территорию школы – на соревнования или на уроки по лыжной подготовке.

– Если отвернулись, уже не услышат, что ты хочешь им сказать. Как-то раз на соревнованиях по ориентированию показала карту, все объяснила, но когда начались старты, дети убежали и сразу запутались. Побежала за ними. Это тогда меня сильно напугало – ограждений не было, они могли убежать куда угодно. Был эпизод, который тоже меня встряхнул. Мы ездили в Мурманск на всероссийские соревнования по лыжным гонкам «Праздник Севера», впервые они проводились для инвалидов. Я поинтересовалась, есть ли на дистанции судьи. Мне ответили: «Есть, они все скажут, покажут». Мои дети побежали – я еду с ними рядышком. На спуске с поворотом стоит судья, мои дети проезжают мимо него. Кричи им, не кричи… Судья тогда сказал: «Я же им говорил!». Говорил детям, которые не слышат… Нужно было вставать поперек лыжни и показывать,  куда ехать. Я прошла с ними дистанцию пять километров и была эмоционально выжата этой гонкой, да и физически тоже.

Людмила Гусева с учениками
Людмила Гусева с учениками

«Дети вас не слышат»

Детям все нужно показывать и объяснять. Этому Людмила Николаевна учит студентов педагогического колледжа, которые приходят на практику.

– Говорю им: «Они не слышат». Встать перед классом и начать что-то долго объяснять нельзя – дети вас не поймут. Да и студенты могут растеряться: перед ними стоят красивые, физически развитые, обычные дети. Студент дает мне конспект урока, а там написано: «Дети слушают». Дети вас не слушают — они вас не слышат! Только потом  студенты начинают задумываются, что это совсем другие дети. Мы привыкли, что скажем: «Петя, Маша сделайте так-то…». А тут так не скажешь.

 

Парадокс системы

Есть группа детей, которые освобождены от занятий физкультурой, но они могут выступать на соревнованиях —  есть Спартакиада для детей с ограниченными возможностями здоровья, где могут выступать колясочники, слабовидящие, слабослышащие и глухие.

Парадокс – дети могут ездить на соревнования, но им нельзя заниматься физкультурой. Дети-инвалиды могут сдавать ГТО, но не зачет по физкультуре!

 

Спорт – это шаг вперед

Наши дети и так не пропускали соревнований: дартс, скалолазание, настольный теннис, боулинг, стрельба. А за идею тренироваться в спортивной школе я сразу ухватилась: для детей это новые возможности. Есть дети, которые уже добились очень серьезных результатов в спорте. Максим Торкель  недавно ездил на всероссийские соревнования по настольному теннису и занял восьмое место. Ариадна Любимова, Анастасия Герасимова, Мария Миронова, Олеся Нажиева, Егор Портнов – это наши известные пловцы и лыжники.  Если начинают тренироваться серьезно – могут выступать на соревнованиях высокого уровня.

Начинали с лыж, поскольку я мастер спорта по лыжам, тренер. Потом пришли на соревнования по плаванию, и тренер по плаванию отметила силу наших детей, позвала на тренировки. Набралась группа, стали тренироваться. После этого попробовали играть в теннис, получилось. Стали тренироваться. Понимаете, как расширяется кругозор детей! Пошли на шашки – выиграли!

После они уже начинают играть в школе, дома.  Это всё развивает. Ребенок по-другому ведет себя в школе, когда чувствует себя значимым: он более спокойный, уверенный. В спорте дети могут себя найти и преодолеть комплексы. Ребенок вроде бы ничего не может, но вот он стал играть в теннис, у него получается, и приходит уверенность.  Для многих детей это большой шаг вперед, они находят в спорте точку опоры, хотят научиться делать что-то хорошо, достичь результата, быстрее прибежать или дальше прыгнуть. Другие ребята могут найти себя в чем-то еще.

Спорт помогает создавать среду без барьеров. Когда мы проводим соревнования в школе среди слышащих и глухих детей, никакой разницы между ними нет. В школе мы не делим детей на глухих и слышащих. Дети даже ходили на тренировки по баскетболу в педколледж. Они научились хорошо играть и теперь хотят где-то это показать.

После соревнований
После соревнований

Говорить на языке детей

Когда начинаешь общаться с детьми, хочется говорить на их языке. В школе курсы по жестовому языку проводит наш учитель Марина Алексеевна Севостьянова. Я занималась в прошлом году, а сейчас в это время у меня уроки. Конечно, я владею жестовым языком, но в основном по своему предмету. Что-то понимаю, когда дети говорят словами, а что-то нельзя уловить. Иногда студенты на уроках говорят: «Так, ребята, сегодня мы…». Нет, это не пойдет. Надо говорить конкретно: «Бежим два круга,  делаем столько-то упражнений». Даже если говорить дактилем (проговаривать по буквам. — Ред.), они не поймут, так как многих слов не знают. Например, в физкультуре есть прыжок в высоту, длину, с места, а жест один. На физкультуре показ – самое главное: не будешь же жестами объяснять, как взять мяч и как его передать.

Почему очень сложно на  других предметах? Один жест может означать несколько слов. У нас есть учитель истории, но нет учителя истории со знанием в совершенстве жестового языка – их нигде не готовят. А взять сурдопереводчика, он же может и не знать историю. Такой вот парадокс. Коротких курсов тоже может не хватить: нужен не месяц и даже не год на изучение жестового языка. А учителям, которые недавно пришли работать в школу, самостоятельно сделать это сложно. Но это не вина учителей, их надо учить этому. Я бы с удовольствием согласилась пройти курсы жестового языка именно по моему профилю. Хотя, конечно, мне проще, ведь я могу показать!

 

Про родителей…

Если родители заинтересованы в том, чтобы ребенок развивался, надо учить язык, быть активным. Мы, конечно, хотели бы, чтобы дети к нам приходили, и родители были заинтересованы. Есть родители, которые приходят с сыном  на все соревнования, поддерживают своего ребенка. Помогают сопровождать детей, развозят детей после соревнований по домам, приходят на уроки.

Учителям с активными  родителями проще работать, но и родителям найти контакт с детьми становится легче – в спорте они раскрываются. Когда ребенок сидит дома и делает уроки, его не видно. В игре же его видно. А если еще и вместе с родителями ходят на соревнования!

 

… и про детей

Сколько лет я работаю учителем физкультуры и вижу: дети с каждым годом становятся сложнее. Наша жизнь суетливая, и дети стали такие же, у них быстро меняется настроение. У детей с замедленным психическим развитием свои особенности: от слез до улыбки очень маленький промежуток времени. Могут кричать, плакать и тут же улыбаться.

Глухие дети для меня сейчас даже более предсказуемые. Их немного, знаешь хорошо каждого. Знаешь, когда и как он отреагирует, пытаешься не создавать сложных для него ситуаций. Учителю нужно быть психологом с большим сердцем, пропускать всё через себя. Приходишь в школу, и дети бегут к тебе обниматься. Тогда и кажется: «Да, наверное, это мое призвание».

Когда я пришла в школу, у меня был один сложный  класс. Казалось, глухие дети словно высасывают энергию. А теперь мне кажется, что они наоборот дают её. Я сегодня шла с работы и будто целый день не работала! Все происходит на эмоциях: когда положительных эмоций много, силы не уходят – только появляются.

Это касается и детей с замедленным психическим развитием. Дети недолюбленные… Знаете, как они ластятся? А есть дети-колючки! Когда они эти колючки отбрасывают, становятся совсем другими. Они очень ранимые.

 

Создавать лучшие условия

Недавно рядом со школой поставили тренажеры, закупили лыжи и мячи. Однако у школы нет своей спортивной площадки.

– Чем больше возможностей с инвентарем, тем больше мы можем всего  детям дать. Спортивный зал хорош только для начальной школы, нам нужен или второй, или спортплощадка. Почти у каждой школы есть спортивные площадки. Это же не такие миллионы! Тем более для детей, которые и так в чем- то ограничены.

Я уже обращалась по этому вопросу к депутатам. Много раз писала о том, что нам нужен пешеходный переход. Нам он очень нужен! Рядом со школой его нет. Когда идем на набережную, надо переходить дорогу. Идем в театр, на стадионы «Спартак» или «Юность» – тоже нет пешеходных переходов. Мне пришел общий ответ: установка пешеходного перехода не рациональна, там не такой большой поток машин.

Ну как так? У нас учатся дети глухие и с замедленным психическим развитием… Необходимо же создавать безопасную среду, условия должны быть лучше, чем у обычных классов. А не выходить за пределы школы мы не можем: ведь особые дети тоже должны развиваться…

Людмила Гусева. Фото Юлии Бараевой
Людмила Гусева. Фото Юлии Бараевой

От редакции. Надеемся, что депутаты и власти Петрозаводска обратят более пристальное внимание на 25-ю  школу, где учатся дети с особыми потребностями. Поддержат их стремление заниматься спортом и другими развивающими занятиями, решат вопрос с пешеходным переходом и другими острыми нуждами. А заинтересованным педагогам помогут  с обучением жестовому языку и вообще деятельно поддержат учителей-подвижников.