В Городском выставочном зале открылась выставка графики «Высокая печать» Аркадия Морозова и Игоря Котукова. Представлены произведения, выполненные в основном в технике линогравюры.
Игорь Котуков
Входишь в зал, и глаза буквально упираются в четыре довольно большие черно-белые композиции из «Абстрактной серии» Игоря Котукова, выполненных тушью: их форма, ритм, простота и лаконичность сразу привлекают внимание и завораживают. И не отпускают.
Игорь Котуков – молодой автор, ученик Аркадия Морозова. Активно участвовал в разного рода выставках, а этим летом представил свою графику на международной выставке в Мёхкё (Финляндия).
Игорь еще несколько лет назад работал в Графической мастерской под руководством Морозова, теперь сам ее возглавляет. Многие его работы, вошедшие в совместную с учителем выставку, знакомы искушенному зрителю. По этим графическим сериям можно наблюдать, как художник ищет себя, свою тему, как набирает обороты в этих поисках. Сначала робко, потом всё увереннее.
Зритель помнит серии Игоря Котукова «Обувь», «Камни». Еще несколько серий — «Натюрморт», «Стулья», «Цветы».
Запоминается триптих абстрактных композиций Игоря Котукова. Художник берет для своих произведений и литературные сюжеты, основанные на впечатлениях от Даниила Хармса, Николая Гоголя и ирландского писателя и драматурга Самюэля Беккета.
Обойдя всю экспозицию Игоря Котукова, возвращаюсь к четырем завораживающим нефигуративным полотнам на главной стене: художник почувствовал творческую почву под ногами, дал волю своей фантазии, и рука его не подвела. Участвовать в выставке с учителем и почетно, и ответственно.
Аркадий Морозов
Переходишь в другой зал, где представлено творчество мастера с большой буквы Аркадия Морозова, увлекающее подобно необузданной стихии: художника хочется сравнить с могучим действующим вулканом. Аркадий Иванович поражает своей работоспособностью. Несмотря на недавнее нездоровье, он выдает и выдает на гора всё новые работы. По словам искусствоведа Марии Юфа, в экспозицию вошла лишь треть из того нового, что предложил автор.
Поражает его мастерство в технике линогравюры, в которой Аркадий Морозов просто виртуоз. Диву даешься его безграничной фантазии, неуемной энергии цвета и формы. Художник по-прежнему выплескивает на зрителя лаву эмоций, страстных переживаний и сарказма. Его ум бунтует, ищет и не находит ответа.
В работах Морозова часто возникает образ змея-искусителя, символа коварства и двуличия, а также образы пресмыкающихся — лягушки, жабы — и насекомых. Художник часто использует форму квадрата, который, как известно, символизирует землю и вообще земное материальное существование в противоположность кругу, воплотившему в себе духовную небесную сферу.
В основе работ мастера почти всегда чувствуется конфликт, вечная борьба света и тьмы, соперничество между Инь и Янь, между мужчиной и женщиной. И страх, у которого глаза велики. Мы видим эти глаза с застывшим в них ужасом, напоминающие мунковский «Крик». Потрясающий образ!
Но некоторые произведения вызывают отторжение, как, например, «Еще раз о любви». Возможно, мне не хватает чувства юмора? «Это произведение сумасшедшего!». Нет-нет, это не о Морозове. Именно так высказался когда-то Амбруаз Воллар, самый известный торговец произведениями искусства в Париже. И о чем? Об «Авиньонских девицах» Пикассо! Так что иногда то, что не нравится публике, ничего не значит. Да и должна быть, вероятно, в творце какая-то сумасшедшинка, иначе будет скучно.
А вот новая, очень любопытная серия произведений «Личина». А что такое личина? Это шлем, забрало, маска, пугающая противника, скрывающая, закрывающая и сохраняющая от него. Эта серия, по сути, опять на ту же тему: о двуличии, вражде, противостоянии, боли и обмане — в разных обличьях за этими масками кроется ненавистный мир. Почему-то вспоминается пушкинское: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…» Но время от времени все же хочется покоя, гармонии, равновесия, доверия, простоты, открытости и любви, наконец.
Исстрадавшаяся душа художника не может болеть вечно. Несколько листов кажутся мне тем самым островком надежды на лучшую долю, лучом света. В экспозиции для меня об этом свидетельствуют несколько произведений. Во-первых, две работы под названием «Квадрат… Найди то, не знаю что…» Душа-то знает, уж она-то чувствует, куда и зачем. Во-вторых, «Из мифа о Георгии». Художник изображает Георгия не просто победителем Змея, как это обычно делается, например, на иконах. Мы видим почти сказочного по виду героя, заключившего змея в свои объятия. Что это, примирение? Или художник опять желает напомнить нам: не пригревайте на своей груди змея и будьте бдительны. Но мне верится в сказочный и добрый конец этой истории.
Напоследок еще две работы: «Уснувшая» и «Дежа вю». На них изображены умиротворенные, прекрасные женщины, хотя над уснувшей и сгущается некая тьма.
Наконец, «Лестница», образ которой призван связать небо и землю, прошлое и будущее, материальное и духовное. Лестница как символ восхождения и освобождения.
Впрочем, это мое личное видение. Возможно, вы найдете в работах художников совсем иные смыслы, другие символы, более близкие и понятные вам. А то, что выставка удивительная и стоит вашего внимания, без всяких сомнений.
Фото Ирины Ларионовой