Вернисаж с Ириной Ларионовой

Вулкан высокой печати

Аркадий Морозов. "Медея"
Аркадий Морозов. «Медея»

В Городском выставочном зале открылась выставка графики «Высокая печать» Аркадия Морозова и Игоря Котукова. Представлены  произведения, выполненные в основном в технике линогравюры.

 

Игорь Котуков

Входишь в зал, и глаза буквально упираются в четыре довольно большие черно-белые композиции из «Абстрактной серии» Игоря Котукова, выполненных тушью: их форма, ритм, простота и лаконичность сразу привлекают  внимание и завораживают. И не отпускают.

Игорь Котуков. Из "Абстрактной серии"
Игорь Котуков. Из «Абстрактной серии»

Игорь Котуков – молодой автор, ученик Аркадия Морозова. Активно участвовал в разного рода выставках, а этим летом представил свою графику на международной выставке в Мёхкё (Финляндия).  

Игорь еще несколько лет назад работал в Графической мастерской под руководством Морозова, теперь сам ее возглавляет. Многие его работы, вошедшие в совместную с учителем выставку, знакомы искушенному зрителю. По этим графическим сериям можно наблюдать, как художник ищет себя, свою тему, как набирает обороты в этих поисках. Сначала робко, потом всё увереннее.

Зритель помнит серии Игоря Котукова «Обувь», «Камни». Еще несколько серий —  «Натюрморт», «Стулья», «Цветы».

Игорь Котуков. Серия "Обувь"
Игорь Котуков. Серия «Обувь»

Запоминается триптих абстрактных композиций Игоря Котукова. Художник берет для своих произведений и литературные сюжеты, основанные на впечатлениях от Даниила Хармса, Николая Гоголя и ирландского писателя и драматурга Самюэля Беккета.

Игорь Котуков "Посвящение Даниилу Хармсу"
Игорь Котуков «Посвящение Даниилу Хармсу»

Обойдя всю экспозицию Игоря Котукова, возвращаюсь к четырем завораживающим нефигуративным полотнам на главной стене: художник почувствовал творческую почву под ногами, дал волю своей фантазии, и рука его не подвела. Участвовать в выставке с учителем и почетно, и ответственно.

 

Аркадий Морозов

Переходишь в другой зал, где представлено творчество мастера с большой буквы Аркадия Морозова, увлекающее подобно необузданной стихии: художника хочется сравнить с могучим действующим вулканом. Аркадий Иванович поражает своей работоспособностью. Несмотря на недавнее нездоровье, он выдает и выдает на гора всё новые работы. По словам искусствоведа Марии Юфа, в экспозицию вошла лишь треть из того нового, что предложил автор.

Поражает его мастерство в технике линогравюры, в которой Аркадий Морозов просто виртуоз. Диву даешься его безграничной фантазии, неуемной энергии цвета и формы. Художник по-прежнему выплескивает на зрителя лаву эмоций, страстных переживаний и сарказма. Его ум бунтует, ищет и не находит ответа.

Аркадий Морозов. На первом плане работа "Черный на красном"
Аркадий Морозов. На первом плане работа «Черный на красном»

В работах Морозова часто возникает образ змея-искусителя, символа коварства и двуличия, а также образы пресмыкающихся — лягушки, жабы — и насекомых. Художник часто использует форму квадрата, который, как известно, символизирует землю и вообще земное материальное существование в противоположность кругу, воплотившему в себе духовную небесную сферу.

В основе работ мастера  почти всегда чувствуется конфликт, вечная борьба света и тьмы, соперничество между Инь и Янь, между мужчиной и женщиной. И страх, у которого глаза велики. Мы видим эти глаза с застывшим в них ужасом, напоминающие мунковский «Крик». Потрясающий образ!

Аркадий Морозов. Страх
Аркадий Морозов. Страх

Но некоторые произведения вызывают отторжение, как, например, «Еще раз о любви». Возможно, мне не хватает чувства юмора? «Это произведение сумасшедшего!». Нет-нет, это не о Морозове. Именно так высказался когда-то Амбруаз Воллар, самый известный торговец произведениями искусства в Париже. И о чем? Об «Авиньонских девицах» Пикассо! Так что иногда то, что не нравится публике, ничего не значит. Да и должна быть, вероятно, в творце какая-то сумасшедшинка, иначе будет скучно.

А вот новая, очень любопытная серия произведений «Личина».  А что такое личина? Это шлем, забрало, маска, пугающая противника, скрывающая, закрывающая и сохраняющая от него. Эта серия, по сути, опять на ту же тему: о двуличии, вражде, противостоянии, боли и обмане — в разных обличьях за этими масками кроется ненавистный мир. Почему-то вспоминается пушкинское: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…»  Но время от времени все же хочется покоя, гармонии, равновесия, доверия, простоты, открытости и любви, наконец.

Аркадий Морозов. Из серии "Личина"
Аркадий Морозов. Из серии «Личина»
Аркадий Морозов. Из серии "Личина"
Аркадий Морозов. Из серии «Личина»

Исстрадавшаяся душа художника не может болеть вечно. Несколько листов кажутся мне тем самым островком надежды на лучшую долю, лучом света. В экспозиции для меня об этом свидетельствуют несколько произведений.  Во-первых, две работы под названием «Квадрат… Найди то, не знаю что…» Душа-то знает, уж она-то чувствует, куда и зачем. Во-вторых, «Из мифа о Георгии». Художник изображает Георгия не просто победителем Змея, как это обычно делается, например, на иконах. Мы видим почти сказочного по виду героя, заключившего змея в свои объятия. Что это, примирение? Или художник опять желает напомнить нам: не пригревайте на своей груди змея и будьте бдительны. Но мне верится в сказочный и добрый конец этой истории.

Аркадий Морозов. «Из мифа о Георгии»
Аркадий Морозов. «Из мифа о Георгии»

Напоследок еще две  работы: «Уснувшая» и «Дежа вю». На них изображены умиротворенные, прекрасные женщины, хотя над уснувшей и сгущается некая тьма. 

Аркадий Морозов. «Уснувшая"
Аркадий Морозов. «Уснувшая»
Аркадий Морозов "Дежа вю"
Аркадий Морозов «Дежа вю»

Наконец, «Лестница», образ которой призван связать небо и землю, прошлое и будущее, материальное и духовное. Лестница как символ восхождения и освобождения.

Впрочем, это мое личное видение. Возможно, вы найдете в работах художников совсем иные смыслы, другие символы, более близкие и понятные вам.  А то, что выставка удивительная и стоит вашего внимания, без всяких сомнений.

Фото Ирины Ларионовой