Академик Вячеслав Орфинский, руководитель НИИ народного зодчества, воспринял как личную утрату гибель Успенской церкви в Кондопоге. Вячеслав Петрович дал интервью Радио Свобода.
«Успенская церковь в Кондопоге – это, безусловно, лучший деревянный шатровый памятник в России. Это варварский удар по нашей культуре. Это уничтожение самого ценного памятника такого рода. Его уникальность – в идеальных пропорциях, в удивительной выразительности. Это памятник, с которым связан целый пласт истории.
Я хочу сказать по поводу церкви. Церковь получила чистый подарок величайшей ценности. Церковь виновата безусловно. Все в душе думали, что эти люди заинтересованы в ее защите вдвойне: и по своим религиозным убеждениям, и по своему нравственному кодексу. То, что случилось, показывает полное невнимание. Получив такой памятник, они должны были сделать все для его защиты. Церковь, безусловно, должна отвечать. Я знаю, что музей относился к церкви трепетно. Я не раз там бывал и слышал рассказы музейных работников. У меня не укладывается в голове, что это могло произойти при каком-то попустительстве со стороны сотрудников музея. Если бы меня спросили, кто может быть виноват, я бы никогда не назвал музей.
Вообще передача таких памятников церкви – это не массовое явление. Я думаю, это скорее исключение. Это не только религиозный памятник, это памятник культуры, нашей общей культуры. Я считаю, что в самом лучшем случае то, что случилось, – это безответственность и головотяпство со стороны церкви, хотя, наверное, и музей виноват тоже – если они допустили какую-то небрежность, они должны получить по заслугам. Такие общенародные памятники должны пользоваться прежде всего охраной Министерства культуры. Заместитель министра, которая сейчас занимается этим, моя ученица. Они делают все, что в их силах. Их вина – самая меньшая. Они рассматривали два раза предложения по ее реставрации, только упоминания этой церкви было достаточно, чтобы министерство провело специальное совещание.
Можно ли восстановить Успенскую церковь? Она исследована детально. Чертежей достаточно. В принципе, можно, но очень сложно. Нужны плотники высочайшей квалификации. У нас такие плотники есть. В музее «Кижи» есть целый коллектив, который спасает Кижский погост под постоянным контролем ЮНЕСКО. Конечно, каждый памятник, сделанный заново, – это уже не совсем памятник, но в данном случае фактического материала достаточно, чтобы сделать качественную работу».
Источник: www.svoboda.org