Всё чаще в школах разных стран отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в первом классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат совсем.
Как вы к этому относитесь? Чем это грозит? С этими вопросами мы обратились к специалистам, которые профессионально работают с детьми.
Анита Румянцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПетрГУ, детский психолог: «Набрать текст с помощью клавиатуры гораздо сложнее, чем написать ручкой»
— Я отношусь к этому как к факту современной реальности. Развитие детей уже сейчас происходит в какой-то другой форме и подчиняется другой логике. Фиксируются изменения в развитии высших психических функций, культурных практиках и способах действия. К чему это приведет в долгосрочной перспективе — сейчас никто не знает.
Известно, что существует взаимосвязь мелкой моторики с головным мозгом и развитием речи, а «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Письмо — это мелкая моторика. Если отказываться от письма, то тогда нужна альтернатива.
Сам по себе переход от письма к печати на клавиатуре не приведет к тому, что дети поглупеют. Детские физиологи Российской академии образования и Института возрастной физиологии утверждают, что набрать текст с помощью клавиатуры гораздо сложнее, чем написать ручкой, потому что это бимануальное действие — действие, которое производится двумя руками. Нужна очень сложная и совершенная координация движений. Она не хуже развивает моторику и способствует развитию всех функций.
Но не совсем понятно, сможет ли печатающий человек вычленять главное так же хорошо, как и пишущий. Сравнительные исследования проводятся, но они не совсем корректны.
Инна Долгополова, учитель: «Письмо способствует развитию воображения»
— За 35 лет работы в начальной школе у меня сложилась твердое убеждение, что обучать детей письму обязательно надо. Это способствует развитию воображения ребенка, его грамотности, всем видам памяти, развитию устной и письменной речи.
Мне горько сознавать , что очевидные позитивные стороны в развитии ребенка надо еще доказывать….. Ясно и так , что учить детей письму необходимо и полезно.
Мария Корницкая, врач, художник, философ (Санкт-Петербург): «Нужен отдельный предмет каллиграфия»
— Я за то, чтобы был урок каллиграфии как отдельный предмет. И за то, чтобы на других уроках не оценивалось чистописание, была бы свобода писать как угодно, лишь бы понятно. На математике или русском чтобы оценивали только математику и русский, а не почерк, буквы, аккуратность и пр. Для этого есть отдельный предмет каллиграфия.
Вообще считаю, что каллиграфия открывает человеку двери в любую профессию. Задействуется всё: абстрактное мышление, образы, концентрация внимания, мелкая моторика, мысль переходит в материю. Пусть на западе делают что хотят, через десять-двадцать лет они получат поколение людей, способных только на локальную адаптацию, жизнь в узких рамках ограниченных задач. Мы же хотим развивать целостный мир к лучшему. Для этого необходимо тренировать мозг объединять тело с мыслью, идею и материю. Только каллиграфия может развить способность создавать такую категорию как качество, необходимую в эпоху нанотехнологий и цифровых точностей, нового мира, требующего умения переключать, объединять, мыслить и креативить вне шаблонов. Каллиграфия — единственная практика, тренирующая способность переводить абстрактное в конкретное.
Ирина Шестакова-Прохорова, специалист по дошкольной и социальной педагогике и психологии: «Всё из детства идет»
— Тема животрепещущая! Думаю, что учиться писать на родном языке правильно, красиво, аккуратно очень важно. Ведь при обучении правописанию у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память, усидчивость, аккуратность. Хорошо бы вообще обучать каллиграфическому почерку, но это уже дополнительно. Ведь в будущем взрослые люди пишут часто очень непонятно, неряшливо, с ошибками. Думаю, что все из детства идет: так как испытуемых в детстве учили писать ручкой, для них это сформированный навык.
Наталья Окунева, и.о. директора центра «Возрождение»: «Почерк — это индивидуальность человека»
— Я отношусь негативно и объясню почему: почерк — это индивидуальность человека, только ему присущее своеобразие и в каком-то смысле, отражение души. А напечатанный текст — унифицированный, безликий. Хочется все-таки верить, что мы живём в мире, где главное достоинство — это личность..
Кристина Пауткина, педагог (Швеция): «Пропадает душевность, нечто личное»
— Интересный и актуальный вопрос! Я работаю в детском саду, там дети еще не пишут, потому полной картины у меня нет. А вообще здесь только люди старшего поколения все еще пишут рукой, остальные в основном печатают. Предполагаю, что ценности в привитии детям письма рукой мало кто видит: в Швеции на уровне национальных учебных планов в основном пропагандируют дигитализацию, работу с техникой.
Мое личное отношение: жаль, когда часть культурного мира человека, часть его быта уходит в прошлое и заменяется чем-то бездушным. Быстрота печатания, которую дает техника, наверняка мешает вдумчивости в изложении мысли. Может, и человек начинает думать урывками, кусками, как смс-ки отправляет или в твиттер пишет. Ну и сам факт, что пропадает душевность, нечто личное. Раньше у каждого человека был свой почерк, а сейчас? Индивидуальности меньше. Наверняка мозг костенеет и меньше развивается, когда такие навыки, как письмо рукой, уходят в прошлое.
Наталья Татарина, психолог, Центр диагностики и консультирования: «Как говорил Кант, рука – это вышедший наружу мозг человека»
— Я за то, чтобы в современной школе обучали навыку чистописания. Ручка ли это будет, восковой мелок, карандаш или перо – это уже другой вопрос. Если педагог владеет методикой обучения письму, учитывает психофизиологические возможности 6-7 детей, то навык формируется постепенно и относительно безболезненно.
Хочу процитировать Марьяну Михайловну Безруких, учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО, о процессе овладения письмом: «Нужно уделить больше внимания осознанности выполнения движений, формированию зрительно-двигательного образа буквы, пространственного восприятия…при выполнении контрольных заданий дать возможность работать в более медленном темпе». Родители, настаивая на бесконечном механическом переписывании, торопят детей, формируют стойкое отвращение к навыку письма.
Почему же я за письмо? Я поклонник выражения И. Канта «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Психологи отмечают, что умственные способности ребенка раннего возраста формируются в деятельности, в том числе двигательной. Давно известно, что массаж пальцев рук повышает функциональную активность головного мозга, улучшает деятельность внутренних органов и систем. Развитие крупной и мелкой моторики влияет на развитие речи и мышления. Своевременное и грамотное обучение письму – один из многих возможных способов развития речи и мышления детей. К моему большому сожалению, современные реалии превращают этот процесс в пытку для детей.
Опрос подготовила Ирина Ларионова