Дом по улице Сулажгорской, 45 стал на один день местом показа грандиозного по замыслу проекта молодой голландской художницы «Домашнее хозяйство Яна Стина».
Кто такой Ян Стин? И почему его домашнее хозяйство голландская художница показывает в Сулажгоре, в старом доме, предназначенном под снос? И все собравшиеся в этом промёрзшем доме очарованы и восхищены?
Голландская художница – Розмарайн Аннабель тен Хоопен была гостьей Карельской арт-резиденции в 2017 году, в медиа-центре «Vыход» экспонировалась её персональная выставка «Reflection/Рефлекшн». Теперь голландская художница немножко петрозаводчанка: Розмарайн выучила в ПетрГУ русский язык и работает в Петрозаводске над художественными проектами. «Домашнее хозяйство Яна Стина» – один из них.
Ян Стин (Jan Havickszoon Steen, в русском произношении утвердилась версия имени – Ян Стен) – голландский художник XVII века. Писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Как объясняет Розмарайн, выражение «домашнее хозяйство Яна Стина» в Нидерландах стало поговоркой и обозначает «хаотичный и чуть-чуть грязный интерьер», то есть, говоря по-русски, живой беспорядок.
Дом по улице Сулажгорской, 45 стал на один день местом показа грандиозного по замыслу и вложенному труду проекта молодой голландской художницы. Войдя в дом, зритель попадает в дополненную реальность. Только дополнена она не с помощью цифровых технологий, а обыкновенного угля.
Реальность – стены старого дома, окна, печка, а дополнена она всем необходимым для повседневной жизни. Тут и газовая плита, шкафчики и буфеты, полки с посудой и домашней утварью, бак с водой и ковшик рядом с печкой, иконы в красном углу, старые куртки и рюкзаки на вешалке… Зритель внутри картины, более того – внутри чужой жизни.
Розмарайн тен Хоопен рассказывает:
– Летом я приехала в Петрозаводск изучать русский язык. Я также хотела рисовать здесь и начала искать студию или другое место, в котором можно рисовать. И нашла этот дом. Вначале я просто хотела рисовать картины, а потом я подумала: «Может быть, интересно использовать сам дом!». Я спросила хозяина, и он согласился. В будущем дом будет снесён. Я чувствовала себя, как будто я в моей картине.
Начала я работу с углем, который нашла в печи, но этого было недостаточно. А потом я собирала уголь от сгоревшего дома. Мне нужно было много угля. Для работ внутри дома я черпала вдохновение в интерьерах, которые я посетила прежде – дома, квартиры и дачи. Я давно интересуюсь интерьером, чтобы видеть, как живут люди. Интерьер как бы заглядывает в чью-то душу, и это очень интересно.
15 декабря в течение четырёх часов все желающие могли познакомиться с необычным проектом Розмарайн тен Хоопен. Из отзывов: «Даже не верится, что это в Петрозаводске», «Восхищены. Понравилось очень», «Потрясающе».
На представлении проекта художник Сергей Терентьев сказал:
– Это, безусловно, работа настоящего художника. Грустно думать, что всё это исчезнет. Но в этом есть, конечно, концептуальная правда: люди живут, что-то строят, потом умирают, уступая место другим.
Увидеть презентацию проекта «Домашнее хозяйство Яна Стин» можно в социальных сетях: на странице Розмарайн тен Хоопен в FB и группе Карельской арт-резиденции:
https://vk.com/karelianartresidence?w=wall-69303655_670
Источник: Карельская арт-резиденция
Фото: Наталья Егорова