«4/5» — это символ не целого, недосказанного».
В Галерее промышленной истории открыта замечательная выставка фотографии «4/5» Андрея Июдина.
Разглядывая снимки, непременно обратите внимание на подписи к ним: это своего рода шифр к пониманию того, что снимает Андрей, а самое главное, как он относится к тому, что видит, как он это осмысливает. Сразу ясно, что фотограф Июдин — человек незаурядный.
По своей основной профессии Андрей Июдин инженер-строитель, а еще музыкант и композитор. Знаю, что и живописью занимается. Во всяком случае после просмотра выставки мне сразу захотелось побеседовать с автором, что я и сделала. В этой беседе Андрей открылся для меня новыми гранями.
Много лет подряд обращала внимание на снимки Андрея на республиканских выставках Творческого союза художников, членом которого Андрей является много лет. Как-то решил показать он свои фотографии председателю Союза, тогда им был Александр Акулов. Тот всё внимательно посмотрел и сказал: «Ты не фотограф! Ты фотохудожник!» и принял Июдина в союз.
Фотографии Андрея всегда можно узнать в любой экспозиции. После первой персональной выставки можно с уверенностью сказать, что у него есть свое лицо.
Андрей Июдин долго к этому шел. Не спешил, как это принято сейчас. Он вообще человек неспешный и это чувствуется во всем. А направление его творческим поискам придал в свое время известный петрозаводский художник Сергей Терентьев, когда Андрей пришел к нему со своим портфолио:
— Ты как охотник не определившийся, пришел в лес, стреляешь не глядя, направо, налево, сам не знаешь, чего хочешь. Каких только птиц не настрелял, даже дятлы попались. А ты разберись, какие тебе птицы нужны и зачем ты в лес ходишь!
Совет Терентьева отрезвил молодого фотографа, он стал более внимательно, осознанно и выборочно относиться к процессу съемки. В своих творческих исканиях он самоучка. Но какой! Таких дотошных исследователей еще поискать. Однажды он спросил совета у фотографа Андрея Савина: «Как можно научиться фотографировать? Как стать фотографом? В какой школе лучше это сделать?!» А тот ответил: «Да никак! Никто не научит видеть. Смотри 200-300 фотографий в день». И Андрей лет пятнадцать каждый день смотрел, впитывал опыт съемки других.
Среди его любимых виртуальных учителей фотографы, которых знают все: Ричард Аведон, Хельмут Ньютон и другие. Но среди любимых фотографов есть и несомненный фаворит. Он был для него долгое время среди почитаемых художников, а потом стал фотографом номер один: Александр Родченко.
Кстати говоря, интерес к фотографии возник у Андрея еще в детстве. Его дед был страстным фотолюбителем и отец много фотографировал. Для Андрея фотография тоже увлечение. Человек он одаренный. Окончил детскую художественную школу, учился у педагога Натальи Баженовой.
Однако большую часть жизни занимается строительством и ремонтами квартир. Спрашиваю, нравится ли это ему.
— Свою профессию я отношу к художественным, — убежденно говорит Андрей Июдин. – Мы изменяем жизнь людей, меняем вид пространства, в котором живет человек. Строитель – это своего рода скульптор, только в больших масштабах. Мы часто спорим об эстетике прекрасного с моим старшим сыном, студентом-филологом. Наши мнения разделились. Позиция сына — искусство из области чувственного, образов и идей. Мне близка философия британского музыканта, композитора и продюсера Брайана Ино. Это он автор направления электронной музыки Ambient — Музыка для аэропортов. Если современная музыка ассоциируется с черным цветом, она вышла из джаза, госпела, соула, то современная электронная музыка – с белым (классическая). А истоки этой музыки — в начале ХХ века, мы слышим в произведениях Эрика Сати. Так вот, философ Ино утверждает, что «искусство – это то, чего человек не должен делать». Искусство – от слова искусственный. Любая же упорядоченная деятельность человека становится искусством. Этим мы и отличаемся от животных.
— Я уверен, что не существует людей, безразличных к искусству полностью, — говорит Андрей. — Женщина красит ногти, человек танцует, печет торты, строит дома — это искусство! Чем более деятельность отточена, тем она больше похожа на искусство.
— А что по большому счету нового можно сказать в искусстве? Кажется, уже все было…
— Все должно переплестись, срастись, проникнуться одно другим. Например, современная музыка уже не представляется без видеоряда.
— Вернемся в мир фотографии. Почему ваша выставка называется «4/5»?
— Во-первых, эта цифра обозначает мой возраст, к которому я подошел. Правда, сначала я хотел назвать ее «5/4» в честь размера композиции Пола Демонда для квартета Дэйва Брубека, известного джазового композитора и пианиста, которую все знают. Это один из самых известных джазовых стандартов. А потом все-таки остановился на 4/5. Для меня как ученика математического класса в детстве это дробь. 4/5 — это символ не целого, недосказанного. Можно было бы выставку так и назвать «Недосказанность». В экспозицию вошли порядка 25 фотографий.
— Фотографии раскрывают вас как человека парадоксального ума, ироничного…
— Мне повезло работать с интересными людьми. Например, с Алексеем Бабенко. Во время работы над спектаклем я многому у него научился. Он говорил, что у хорошего фильма всегда есть история. А еще лучше, если есть две истории. Поэтому я во всем, что творю, использую эту теорию. Снимаю картинку — значит, в кадре должна быть история. Поскольку моя любовь в съемке распространяется на архитектуру, то это весьма сложная задача. Я не репортер и не очень люблю репортаж. Не люблю свадебную фотографию — это не мое. Мне даже интереснее просто ходить и смотреть. Фотограф – это человек, который наблюдает и видит. Здесь, конечно, важно попасть в определенное время, место, состояние. Иногда важен момент. А время нажатия на кнопку, говорил великий Брессон, характеризует самого фотографа, отображает его внутренний мир.
— Названия к работам придумать всегда не просто. Они у вас неординарные…
— Нэйминг – это часть работы и это очень важно! Я всегда обращаю внимание на имена работ, как правило, с этим дело обстоит плохо у многих.
— Удивительно, как тесно переплетается в вашей жизни столько увлечений: и музыка, и фотография, и живопись. Вы сами создали еще в юности группу The Goonies. Где вы учились музыке?
— Меня пытались обучать в детстве игре на фортепиано, но мне не нравилась система обучения. Учился самостоятельно. Играл на бас-гитаре, на электрогитаре. В 90-е годы открыл для себя электронную музыку, академический авангард. Это музыка без границ. Это может быть и джаз, и рок-музыка и что угодно. Я вышел, образно говоря, из клетки и мог заниматься, чем хотел, к тому же в стенах своего дома. В электронной музыке ты можешь делать все сам. Я сочиняю музыку, а технологии позволяют самому ее записывать. Я играл ее в Австрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, в разных городах России. Участвовал в разных музыкальных проектах, как, например, недавно в Национальном музее Карелии в проекте ZHELEZNOFF. Я там участвовал как музыкант. Кроме того, показывали фотографии некоего Железнова. В этом была интрига, потому что на самом деле автором фотографий тоже был я. Но никто об этом не знал. Было интересно посмотреть на реакцию людей.
— У вас тяжелая основная работа. Как вам удается переключаться?
— Физическая работа — это работа философская. Твой мозг свободен для размышлений. Пока работаешь, вынашиваешь многие идеи. Я всегда говорю, что дворники и грузчики — все философы..
— Как ваши сыновья реагируют на ваши увлечения?
— Мальчишки сами все в творчестве. Младший играет на кларнете, гитаре, фортепиано, поет, сочиняет, рисует. Старший окончил класс фортепиано. Сейчас он студент филфака и, кажется, к нему возвращается интерес к музыке. К сожалению, в наших музыкальных школах отбивают интерес к музыке и это факт. Раньше, когда не было интернета и медиаразвлечений, эта система работала. Сейчас ее строгость во многом вредит ученикам. Подходы должны быть другие. Младший с удовольствием играет современную музыку. У обоих детей есть интерес к сочинительству.
— Как вы ощущаете себя здесь и сейчас?
— Мне кажется, что наша страна — это кладезь для людей искусства. Есть сложности, это понятно. Но у нас есть здесь все, чтобы черпать новые идеи для творчества. Здесь все к этому располагает. Внешнее, не выхолощенное пространство, нелепые люди, все эти шероховатости, несообразности, необустроенность. Есть за что зацепиться глазу… И вообще, я люблю Петрозаводск. У нас очень интересное творческое сообщество, как говорил Брайен Ино, «сцений», талант целого сообщества. Москвичи и художники из других городов с которыми я общаюсь, поражаются и удивляются нам.
Фото из архива Андрея Июдина